#3
#2
На иконе Иисус Христос представлен как Господь и Вседержитель, управляющий всем миром, и как Судия, который придет в конце мировой истории судить дела и мысли людей. Его окружают ангельские силы — небесные воинства. Христос восседает на небесном престоле, исполненном прозрачным контурным рисунком, что указывает на его нематериальность. Спаситель представлен в прославленном облике: в одеяниях, покрытых золотыми лучами света и в окружении овальной божественной славы (мандорлы) синего цвета, внутри которой множество шестокрылых ангелов, именуемых херувимами и серафимами. От фигуры Христа исходят лучи красного света в форме двух вогнутых ромбов. Внешний из них, по некоторым представлениям, символизирует земной мир с четырьмя сторонами света. В его концах по углам иконы вокруг Христа изображены таинственные крылатые существа из видения пророка Иезекииля, сопровождавшие явление Бога в славе. В христианской иконографии они также стали символами четырех евангелистов и написанных ими Евангелий, проповеданных по всей земле («во все концы земли»).
Такой тип изображения Христа сложился на Руси к концу XIV века под влиянием византийских мастеров, хотя составные элементы этой композиции восходят к раннехристианскому искусству. В русской иконописи «Спас в силах» получил распространение в качестве центральной иконы деисусного ряда иконостаса. По сторонам от образа Христа размещались иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и других святых, молящихся о всем человечестве. Образ «Спас в силах» означал второе пришествие Христа как праведного Судьи, который воздаст всем людям по их делам. С этим связан назидательный текст, написанный на раскрытом Евангелии в руках Господа. Однако для христиан второе пришествие Христа будет радостным долгожданным возвращением их спасителя от греха и смерти, началом вечной жизни.
Представленная икона была исполнена в конце XVI века, хотя ее композиция повторяет более ранние образцы. Трон, как и в XV веке, изображен с полукруглой спинкой и развернут под углом ко зрителю. В колорите и деталях рисунка заметны не только особенности местного тверского искусства, но и общерусский стиль иконописи эпохи Бориса Годунова. Линии стали более гибкими, в том числе в рисунке черт лика Христа. Цветовая гамма приглушена по сравнению с более ранними иконами. Страницы Евангелия написаны не белилами, а охрой. Лик, руки и ноги Спасителя также коричневато-охристые с редкими белыми мазками, которые у иконописцев принято называть «движками» или «оживками».
Такой тип изображения Христа сложился на Руси к концу XIV века под влиянием византийских мастеров, хотя составные элементы этой композиции восходят к раннехристианскому искусству. В русской иконописи «Спас в силах» получил распространение в качестве центральной иконы деисусного ряда иконостаса. По сторонам от образа Христа размещались иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и других святых, молящихся о всем человечестве. Образ «Спас в силах» означал второе пришествие Христа как праведного Судьи, который воздаст всем людям по их делам. С этим связан назидательный текст, написанный на раскрытом Евангелии в руках Господа. Однако для христиан второе пришествие Христа будет радостным долгожданным возвращением их спасителя от греха и смерти, началом вечной жизни.
Представленная икона была исполнена в конце XVI века, хотя ее композиция повторяет более ранние образцы. Трон, как и в XV веке, изображен с полукруглой спинкой и развернут под углом ко зрителю. В колорите и деталях рисунка заметны не только особенности местного тверского искусства, но и общерусский стиль иконописи эпохи Бориса Годунова. Линии стали более гибкими, в том числе в рисунке черт лика Христа. Цветовая гамма приглушена по сравнению с более ранними иконами. Страницы Евангелия написаны не белилами, а охрой. Лик, руки и ноги Спасителя также коричневато-охристые с редкими белыми мазками, которые у иконописцев принято называть «движками» или «оживками».
читать дальшескрыть
Спас в силах
Размер
119x84 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться