Металлические детали и замки для сундуков изготавливали кустари Быньговскго и Невьянских заводов.
Одной из характерных черт тагильского сундука было использование чеканного орнамента, наносившегося на поверхность железа с помощью фигурных металлических стержней — чеканов. Известно множество форм чеканов. Разные чеканы служили от полумесяца до трех дней. После этого их необходимо было затачивать. Чтобы выполнить чеканку на листе железа при помощи циркуля и шила размечали рисунок. Размеченный лист накладывали на деревянную доску, покрытую слоем смеси из смолы и песка, придавливали, чтобы жесть плотно и гладко прильнула к массе, и прибивали её по краям гвоздями. Затем прибитый к доске лист жести выносили на холод до полного отвердения массы. После этого на размеченный лист накидывали бумажный выколотый трафарет и мелко истолченным мелом, завязанным в тряпку, натирали рисунок. Мел проходил сквозь дырочки и образовывал на жести контуры орнамента из мелованных точек. После этого выбивали рисунок при помощи чеканов. Чеканные листы различали по сложности рисунка. Лист с простым рисунком оплачивался двумя копейками, более сложные стоили три, четыре, шесть, восемь, десять копеек.
Технология «мороженого железа» (мцарирования) основана на кристаллизации расплавленной полуды (смеси олова и свинца) под воздействием водяных капель, а также химической реакции на кристаллизованную полуду смеси серной и азотной кислот.
Процесс «морозки» протекал следующим образом. Лист жести покрывали с одной стороны слоем полуды и держали над огнем до полного расплавления. Тонкий слой полуды плавился за полторы минуты, толстый — за две. Жесть снимали с огня, клали полудой на вбитые в доску гвозди и поливали из лейки водой, лейку не держали дольше секунды. От водяных капель полуда кристаллизовалась. Затем лист протирали тряпкой и намазывали смесью купоросного масла, крепкой водки и воды (или серной кислоты пять частей, азотной одна часть и воды десять частей).
Это и называлось «морозкой». Затем лист промывали водой и немедленно просушивали — летом на солнце, зимой в печи, чтобы жесть не заржавела. Просохший лист нагревали и покрывали лаком. Жесть приобретала блестящий матовый цвет. Это называлось «белой морозкой». Если хотели сделать лист цветным, то его покрывали олифой и ставили на жаровню в печь. При небольшой температуре лист приобретал светло-коричневый цвет, при высокой температуре — более насыщенный, темный. Кроме того, могли быть листы зеленого и золотистого цвета. Для получения зеленого оттенка мороженые листы покрывали венецианской ярью (ярко-зеленая краска), смешанной с масляным лаком, затем сушили сутки. Чтобы сделать жесть золотистого оттенка, лист покрывали желтой краской, затем олифой и сушили в печи. Как предполагают исследователи, технология морозки была завезена на Урал из Англии в первой половине ХIХ века.
Сундуки сбывали на ярмарках — в Ирбите и Нижнем Новгороде. Отсюда товары уходили далеко за пределы Урала, а иногда доходили и до Персии. На ярмарках у владельцев крупных сундучных производств были свои лавки и ряды со складами изделий.
В Нижнем Тагиле наиболее крупными сундучными заведениями владели предприниматели П.Я. Кокушкин, О.П. Лаптев, В.Ф. Кислых, С.П. Голованов.