Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сундук

Размер
46x138x64 cm
Техника
дерево, железо, ковка, мцарирование, чеканка, окрашивание, ручная сборка
0
Открыть в приложении
#2

Сундук (от тюркского «сандык» — ящик, коробка) — это предмет мебели с откидной или съемной верхней крышкой, использовавшийся для перевозки и хранения предметов домашнего обихода, одежды, тканей, белья.


В России, как и во многих других странах, сундучные изделия получили распространение в средневековье. Одно из первых упоминаний сундуков встречается в Изборнике Святослава (1076): «Изидошя ис полатъ техъ мужи крилати… носяште ларе».


К ХVI–ХVII столетиям сложилось несколько центров производства сундуков, главными из которых были Москва, Великий Новгород, Холмогоры и Великий Устюг. Сформировались разнообразные виды сундучных изделий: собственно сундуки, скрыни, шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробьи, подголовки и погребцы.


На Урале важнейшими центрами сундучного промысла были тагильский и невьянский заводы, где изготовление сундуков началось в первой половине XVIII века. В доме уральского рабочего в ХVIII–ХIХ веках сундук являлся основным видом мебели. Его использовали не только для хранения предметов домашнего обихода, но и как стол, лавку, кровать. На сундуке спали обычно старики и дети.

Тагильский сундук имел прочную оковку железными полосами, отличался практичностью и надёжностью.


При изготовлении сундуков выделялись следующие виды производств:

#4
  • ящично-подеревенное включало изготовление ящика-короба — деревянной основы сундука; 
  • кузнечное — изготовление петель, гвоздей, накладок, скоб и т. п.; 
  • кузнечно-слесарное — изготовление замков); 
  • резка, желобление и лакировка черного железа и белой жести; 
  • «печатание» железа; 
  • «морозка» железа; 
  • «чеканка» железа.
#3

Металлические детали и замки для сундуков изготавливали кустари Быньговскго и Невьянских заводов.


Одной из характерных черт тагильского сундука было использование чеканного орнамента, наносившегося на поверхность железа с помощью фигурных металлических стержней — чеканов. Известно множество форм чеканов. Разные чеканы служили от полумесяца до трех дней. После этого их необходимо было затачивать. Чтобы выполнить чеканку на листе железа при помощи циркуля и шила размечали рисунок. Размеченный лист накладывали на деревянную доску, покрытую слоем смеси из смолы и песка, придавливали, чтобы жесть плотно и гладко прильнула к массе, и прибивали её по краям гвоздями. Затем прибитый к доске лист жести выносили на холод до полного отвердения массы. После этого на размеченный лист накидывали бумажный выколотый трафарет и мелко истолченным мелом, завязанным в тряпку, натирали рисунок. Мел проходил сквозь дырочки и образовывал на жести контуры орнамента из мелованных точек. После этого выбивали рисунок при помощи чеканов. Чеканные листы различали по сложности рисунка. Лист с простым рисунком оплачивался двумя копейками, более сложные стоили три, четыре, шесть, восемь, десять копеек.


Технология «мороженого железа» (мцарирования) основана на кристаллизации расплавленной полуды (смеси олова и свинца) под воздействием водяных капель, а также химической реакции на кристаллизованную полуду смеси серной и азотной кислот.


Процесс «морозки» протекал следующим образом. Лист жести покрывали с одной стороны слоем полуды и держали над огнем до полного расплавления. Тонкий слой полуды плавился за полторы минуты, толстый — за две. Жесть снимали с огня, клали полудой на вбитые в доску гвозди и поливали из лейки водой, лейку не держали дольше секунды. От водяных капель полуда кристаллизовалась. Затем лист протирали тряпкой и намазывали смесью купоросного масла, крепкой водки и воды (или серной кислоты пять частей, азотной одна часть и воды десять частей).


Это и называлось «морозкой». Затем лист промывали водой и немедленно просушивали — летом на солнце, зимой в печи, чтобы жесть не заржавела. Просохший лист нагревали и покрывали лаком. Жесть приобретала блестящий матовый цвет. Это называлось «белой морозкой». Если хотели сделать лист цветным, то его покрывали олифой и ставили на жаровню в печь. При небольшой температуре лист приобретал светло-коричневый цвет, при высокой температуре — более насыщенный, темный. Кроме того, могли быть листы зеленого и золотистого цвета. Для получения зеленого оттенка мороженые листы покрывали венецианской ярью (ярко-зеленая краска), смешанной с масляным лаком, затем сушили сутки. Чтобы сделать жесть золотистого оттенка, лист покрывали желтой краской, затем олифой и сушили в печи. Как предполагают исследователи, технология морозки была завезена на Урал из Англии в первой половине ХIХ века.


Сундуки сбывали на ярмарках — в Ирбите и Нижнем Новгороде. Отсюда товары уходили далеко за пределы Урала, а иногда доходили и до Персии. На ярмарках у владельцев крупных сундучных производств были свои лавки и ряды со складами изделий.


В Нижнем Тагиле наиболее крупными сундучными заведениями владели предприниматели П.Я. Кокушкин, О.П. Лаптев, В.Ф. Кислых, С.П. Голованов.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Сундук

Размер
46x138x64 cm
Техника
дерево, железо, ковка, мцарирование, чеканка, окрашивание, ручная сборка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%