Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
Размер
95,5x68,5 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
#3
#2
Образ святителя Николая находился в Никольской церкви села Раменье на реке Нерли в Калязинском районе. Возможно, он был главным храмовым образом. В музей икона поступила уже из соседнего села Спасского на Нерли, куда ее перенесла местная жительница.
Изображение в среднике традиционно для XVII века: святитель представлен в фелони, украшенной крупным растительным орнаментом, под его ногами — постамент фигурной формы. Клейма — прямоугольные композиции со сценами жития вокруг средника — большого размера, но с немногочисленными крупными фигурами, которые хорошо читаются на расстоянии и придают образу монументальность, соответствующую его главенствующему положения в интерьере храма. Во втором ряду клейм по сторонам от головы святителя расположены две симметричные композиции со сходными сюжетами — поставление (хиротония) святого Николая в диаконы и в епископы. Эти важнейшие этапы духовного становления святителя Николая, знаменующие начало его пастырского служения, выделены как наиболее важные в системе житийного рассказа. В сцене посещения Николой невинно осужденных узников в тюрьме, мастер отошел от традиционных образцов и написал острог в известном ему реальном облике, в виде бревенчатого частокола.
В памятнике наглядно проявились черты иконописи позднего XVII века и художественные особенности провинциального искусства. Причудливой формы горки с цветными притенениями по краю, светлые одежды диаконов с крупными цветами, обильная орнаментика, общий колорит, в котором доминируют сочетания розовых и бирюзовых цветов — всё это характерные признаки живописи второй половины XVII столетия. Распространенным для этого времени приемом является способ написания фона в среднике «растяжкой» (т.е. с постепенным переходом цвета от более темного к светлому), а также украшение позема изображением трав. В письме ликов мастер использует очень темный санкирь (нижний подкладочный тон) и сильно разбеленное охрение, пытаясь повторить приемы столичной техники «живоподобного» письма, с его контрастным сочетанием света и тени. Близость Калязина к Москве и Ярославлю способствовала заимствованию основных стилистических приемов у мастеров этих крупных художественных центров. Вместе с тем в иконе ясно прослеживается народная крестьянская или провинциальная основа: лаконизм композиционных построений, упрощенная красочная гамма, любовь к узорочью, общая нарядность и наивная выразительность.
В памятнике наглядно проявились черты иконописи позднего XVII века и художественные особенности провинциального искусства. Причудливой формы горки с цветными притенениями по краю, светлые одежды диаконов с крупными цветами, обильная орнаментика, общий колорит, в котором доминируют сочетания розовых и бирюзовых цветов — всё это характерные признаки живописи второй половины XVII столетия. Распространенным для этого времени приемом является способ написания фона в среднике «растяжкой» (т.е. с постепенным переходом цвета от более темного к светлому), а также украшение позема изображением трав. В письме ликов мастер использует очень темный санкирь (нижний подкладочный тон) и сильно разбеленное охрение, пытаясь повторить приемы столичной техники «живоподобного» письма, с его контрастным сочетанием света и тени. Близость Калязина к Москве и Ярославлю способствовала заимствованию основных стилистических приемов у мастеров этих крупных художественных центров. Вместе с тем в иконе ясно прослеживается народная крестьянская или провинциальная основа: лаконизм композиционных построений, упрощенная красочная гамма, любовь к узорочью, общая нарядность и наивная выразительность.
читать дальшескрыть
Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
Размер
95,5x68,5 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться