Воскрешение Лазаря
Размер
61,5x62 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
#1
#2
О воскрешении Христом праведного Лазаря рассказано только в четвертом из Евангелий — от Иоанна (глава 11). Лазарь был братом Марфы и Марии, в доме которых в Вифании близ Иерусалима бывал Иисус, о чем рассказано в Евангелии от Луки (глава 10). Когда Христос с апостолами был далеко от Иерусалима, ему сообщили, что Лазарь заболел. Придя в Вифанию, они узнали, что Лазарь умер четыре дня назад и погребен по местному обычаю в пещере. По дороге к ней Христа встретили плачущие Марфа и Мария. Подойдя к гробнице, которую специально открыли, чтобы он мог проститься с умершим, Христос сказал: «Лазарь, выйди!». Тогда воскресший Лазарь вышел из пещеры, еще покрытый погребальными пеленами. Это чудо произвело огромное впечатление на присутствовавших. Весть о нем быстро разнеслась по Иерусалиму, так что на следующий день множество народа вышло навстречу Христу с пальмовыми ветвями, чтобы торжественно встретить его. Эти события — Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим — празднуются соответственно в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. В такой же последовательности иконы с изображениями этих праздников располагаются в иконостасе.
Икона была найдена в часовне святителей Модеста и Власия в селе Бронино Лихославльского района вместе с еще несколькими образами из праздничного ряда иконостаса. Она представляет собой образец провинциального искусства, своеобразного и выразительного по своему художественному языку. Горизонтальный формат композиции характерен для иконописи XVIII века. Пейзаж передан условно в виде стилизованных зеленых холмов, поросших травами. Вверху за холмами изображен Иерусалим, справа, в соответствии с традиционной иконографической схемой — проем погребальной пещеры и каменный саркофаг, из которого встает воскресший Лазарь.
Иконописец сократил число персонажей, представив только важнейших из них: воскрешенного Лазаря, Христа, апостолов Петра, Андрея и Иоанна. Отсутствуют традиционные для этой сцены изображения сестер Лазаря, Марфы и Марии, а также собравшихся иудеев и юношей, открывающих гробницу. Живописец в упрощенной, почти наивной манере повторяет приемы профессиональных мастеров своего времени: например, выделяет глаза, носы и кончики пальцев сочными мазками белил и оживляет лики ярко-красными рефлексами.
читать дальшескрыть
Воскрешение Лазаря
Размер
61,5x62 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться