Об истории иконы до 1938 года, когда она поступила в коллекцию музея из из Свято-Троицкого кафедрального собора города Вятки (ныне Киров), ничего не известно.
1 / 3
#2
#3

Свято-Троицкий кафедральный собор в Вятке. 1900–1905. Фото С. А. Лобовикова
#4
Спас Вседержитель (или Пантократор)- иконографический тип изображения Иисуса Христа как Небесного Царя и Судии. Традиционно он изображается сидящим на троне в полный рост или, как иконе из Вятского художественного музея, по пояс. Обычно на таких иконах Христос держит в левой руке Евангелие, а его правая рука сложена в благословляющем жесте.
Самое древнее изображение этого типа — икона VI века «Христос Пантократор», находящаяся в монастыре святой Екатерины на Синае.
Самое древнее изображение этого типа — икона VI века «Христос Пантократор», находящаяся в монастыре святой Екатерины на Синае.
#5

Христос Пантократор. Середина VI века. Доска, восковые краски. 85 × 45. Монастырь Св. Екатерины, Египет
#6
Состояние сохранности
#26
Еще во время нахождения иконы в храме ее клиновидная форма была изменена деревянными надставками. Оригинальный облик произведения был значительно искажен. Особенно пострадал орнамент на обороте иконы: рисунок потемнел и был загрязнен. Кроме того он был частично скрыт горизонтальными шпонками, использованными для скрепления многочастной иконной доски.
#28
Вид иконы до реставрации
#9
Живопись на лицевой стороне иконы была покрыта кракелюром, во многих местах красочный слой осыпался. С момента поступления в музей произведение находилось под наблюдением специалистов, которые многократно укрепляли красочный слой и левкас.
#10

Фрагмент иконы до реставрации
#11
В 1953 году для определения сюжета на обороте иконы была проведена промывка. Реставраторы обнаружили растительный орнамент и изображение креста. Тогда же командированный в Киров реставратор Центра имени Грабаря провел укрепление вздутого левкаса.
#12

Фрагмент оборота иконы. В верхней части виден участок с частичной расчисткой живописи
#13
Еще раз консервацию проводили в 1961 году, когда реставраторы Центра имени Грабаря провели в Кирове пробную расчистку иконы и наложили профилактическую заклейку на участки памятника, состояние которого вызывало опасение специалистов.
#14

Фрагмент иконы до реставрации
#15
В 2013 году икона поступила на реставрацию в мастерскую темперной живописи Центра имени Грабаря в Москве. Памятник был покрыт слоем потемневшей олифы. В местах стыковки надставок и оригинальной доски иконы красочный слой и грунт утратили связь с основой, что привело к осыпанию и утратам. Кроме того, в нижней части иконы и у вершины клиновидного средника были зафиксированы значительные утраты красочного слоя. Две сквозные трещины проходили в середине и в левой части произведения.
#16
Реставрация
#17
В Центре имени Грабаря проведено укрепление красочного слоя, покрытого кракелюром. Загрязнения и поздние прописи были удалены, после чего реставраторы приступили к раскрытию авторской живописи.
#29
Вид оборота иконы в процессе реставрации
#19
Надставки и поздние шпонки были демонтированы для возвращения памятнику оригинального вида. Трещины были склеены и заделаны, после чего реставратор восполнил утраты грунта и красочного слоя иконы.
#20
Вид оборота иконы в процессе реставрации
#21
Кропотливое восстановление орнамента и изображения креста началось с подведения реставрационного грунта в места утрат. Затем реставратор тонировал эти участки. Процесс восстановления живописи на обороте иконы можно разделить на два этапа: восполнение утрат живописи красочного слоя и реконструкция орнамента в правой части иконы.
#22
Вид оборота иконы в процессе реставрации
#23
После подведения грунта в место утраты реставраторы по аналогии с левой частью оборота восполнили растительный орнамент, расположенный зеркально относительно центральной оси.
#25
Общий вид лицевой и оборотной стороны после реставрации
#30
Вятский художественный музей
read morehide
Вседержитель
Dimensions
125x82,5 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
Collection
Exhibition
4

Open in app
Share