Представленный в экспозиции музея дыхательный аппарат является частью спасательного снаряжения, поднятого с корпуса атомной подводной лодки «Курск» после трагедии в Баренцевом море. 12 августа 2000 года подводная лодка К-141 «Курск» затонула во время учений, не уцелел ни один из 118 членов экипажа. Эта трагедия стала крупнейшей в современной истории российского флота.
Подъем «Курска» стал масштабной операцией, все этапы которой проводились в течение года. В ней были задействованы около 120 компаний из 20 государств. Со дна Баренцева моря удалось эвакуировать потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Изучение подлодки дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и ее экипажа, а также установить причину произошедшего.
Спасательное снаряжение подводника (или ССП) — одно из средств обеспечения безопасности и выживания экипажа, которое используется на отечественных подлодках уже несколько десятилетий. ССП позволяет подводнику покинуть судно и безопасно всплыть на поверхность. В зависимости от используемого оборудования спасение может осуществляться с глубины до 200–220 метров. ССП выпускается в двух версиях: комплектация № 1 включает гидрокомбинезон СГП-К-1, изолирующий дыхательный аппарат (ИДА), ремень с карабином и парашютную систему ПП-2, в то время как комплектация № 2 использует комбинезон СГП-К-2 и изделие ИДА-59М.
Состав ССП зависит от оснащения бортовых средств спасения подлодки. Дыхательный аппарат используется в составе спасательного снаряжения подводника и предназначен для обеспечения дыхания при выходе из подводной лодки.