Иконографический тип «Богоматерь Благодатное небо» основан на видении Иоанна Богослова. По преданию, ему предстала Дева Мария, «облечённая в солнце». На таких иконах Богородицу изображают в полный рост с Иисусом-младенцем на левой руке и в окружении сияния овальной формы — мандорлы. На Руси первая икона «Благодатное небо» появилась в XIV веке. Её привезла в Москву жена великого князя Василия I София Витовтовна. Образ хранили в Смоленске, а в XVII веке царские иконописцы изготовили точную копию. С тех пор иконы Богоматери этого иконографического типа и его вариаций стали писать в монастырских и крестьянских мастерских.
1 / 2
Богоматерь Благодатное небо
Время создания
Конец XVIII века
Размер
116,2х70,4 см
Техника
Дерево, темпера, золочение
Коллекция
Выставка
4
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Богоматерь Благодатное небо
#2
#3
Об иконе
#4
«Богоматерь Благодатное небо» из коллекции Рыбинского музея-заповедника создали иконописцы-староверы города Романова-Борисоглебска (сегодня — Тутаева) в конце XVIII века.
На это время пришелся расцвет иконописного центра в волжском городке Романове-Борисоглебске — так называемых «романовских писем». Эта аристократически-изысканная иконописная традиция отличалась детальной развитостью сюжетов и тонкостью письма. Мастера создавали и крупные образа, и миниатюрные лики. На иконе размером с ладонь романовские иконописцы могли разместить несколько сцен из жития святого. Использовали золочение и приглушённые, осветлённые цвета: мятно-травянистые, нежно-розовые. Заказчиками романовских икон были состоятельные промышленники и торговцы. «Романовцы» трансформировали приёмы западноевропейского искусства в духе традиций древнерусской иконописи.
На это время пришелся расцвет иконописного центра в волжском городке Романове-Борисоглебске — так называемых «романовских писем». Эта аристократически-изысканная иконописная традиция отличалась детальной развитостью сюжетов и тонкостью письма. Мастера создавали и крупные образа, и миниатюрные лики. На иконе размером с ладонь романовские иконописцы могли разместить несколько сцен из жития святого. Использовали золочение и приглушённые, осветлённые цвета: мятно-травянистые, нежно-розовые. Заказчиками романовских икон были состоятельные промышленники и торговцы. «Романовцы» трансформировали приёмы западноевропейского искусства в духе традиций древнерусской иконописи.
#5
Мастера написали Богородицу в окружении её символов, упомянутых в Ветхом Завете. В левой части изобразили зеркало, кадильницу, расцветший жезл старшего брата Моисея — Аарона, скрижали с 10 библейскими заповедями и ковчег, в котором они хранились. Справа от Богородицы можно увидеть горящую свечу, чуть выше — сосуд для хранения манны небесной, «неувядаемый цвет» и затворённые врата. Головы Божией Матери и Иисуса-младенца увенчаны коронами — в знак их царственности.
#6
Нимбы покрыли сусальным золотом, а одежды исполнили золотопробельным письмом. Так называется метод иконописи, когда наиболее освещённые или выступающие части тела выделяют не белилами, а золотыми штрихами.
В музейную коллекцию икона попала из Спасо-Преображенского собора города Рыбинска. В 2005 году сотрудники вернули иконе первоначальный вид.
В музейную коллекцию икона попала из Спасо-Преображенского собора города Рыбинска. В 2005 году сотрудники вернули иконе первоначальный вид.
#7
Рыбинский музей-заповедник
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь Благодатное небо
Время создания
Конец XVIII века
Размер
116,2х70,4 см
Техника
Дерево, темпера, золочение
Коллекция
Выставка
4

Открыть в приложении
Поделиться