Особый интерес у посетителей Краеведческого музея Адыгейска вызывает металлическая чеканка тонкой работы. Она принадлежала Тхагапсо Нуриет Асланчериевне, которая передала чеканку сотрудникам музея в 1991 году во время их экспедиции по Адыгейску.
Сюжет чеканки рассказывает об одном из интересных адыгских обычаев, который демонстрирует почтительное отношение мужчин к женщинам. В спорных или конфликтных ситуациях само появление женщины оказывало на мужчин дисциплинирующее воздействие. Женщина могла предотвратить кровопролитие или убийство. Обычно в таких ситуациях она подкрепляла свою просьбу прикосновением к платку, а в экстремальных ситуациях без промедления срывала платок и бросала его между соперниками. Выбрасывание платка означало выбрасывание вражды, то есть прекращение вражды по просьбе женщины. В этом случае даже самые непримиримые враги прекращали конфликт. Именно выбрасывание платка и отражено в сюжете чеканки.
Подобный обычай утвердился для прекращения междоусобиц, кровавых драк или стычек между односельчанами, соплеменниками и не распространялся на внешних врагов.
В адыгской культуре за пределами семьи женщина считается «старшей» по отношению к мужчине, а в семье — «младшей». По этому поводу говорят:
Сюжет чеканки рассказывает об одном из интересных адыгских обычаев, который демонстрирует почтительное отношение мужчин к женщинам. В спорных или конфликтных ситуациях само появление женщины оказывало на мужчин дисциплинирующее воздействие. Женщина могла предотвратить кровопролитие или убийство. Обычно в таких ситуациях она подкрепляла свою просьбу прикосновением к платку, а в экстремальных ситуациях без промедления срывала платок и бросала его между соперниками. Выбрасывание платка означало выбрасывание вражды, то есть прекращение вражды по просьбе женщины. В этом случае даже самые непримиримые враги прекращали конфликт. Именно выбрасывание платка и отражено в сюжете чеканки.
Подобный обычай утвердился для прекращения междоусобиц, кровавых драк или стычек между односельчанами, соплеменниками и не распространялся на внешних врагов.
В адыгской культуре за пределами семьи женщина считается «старшей» по отношению к мужчине, а в семье — «младшей». По этому поводу говорят: