В 1991 году в коллекцию Краеведческого музея Адыгейска поступило декоративное украшение-сувенир: это щит — мэIу. Щит выполнен из драпа черного цвета. Внешний край щита отделан кожей, а верх украшен национальным орнаментом, сделанным из разноцветной кожи.
Автор щита — Сташ Юрий Махмудович, известный художник-модельер, заслуженный работник культуры Республики Адыгея, обладатель Государственной премии Адыгеи в области искусства, лауреат премии республиканской общественной организации «Лига мира», победитель Международного конкурса «Этно-ЭРАТО-2008», первый национальный черкесский кутюрье Адыгеи, создавший уникальную, удивительную по красоте и самобытности выставочную коллекцию «В мире мифов и реальности. Через дизайн к миру», насчитывающую десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства.
Большинство европейских авторов, посетивших Черкесию в XIII–XIX веках, не упоминали щит при описании адыгского оружия. Наряду с ними Султан Хан-Гирей, Иван Фёдорович Бларамберг и Николай Фёдорович Дубровин, ставшие классиками адыгской историографии, также указывали на отсутствие щита в оружейном комплекте черкесских воинов XIX века.
Однако Пётр Симон Паллас, посетивший в 1793 году Кабарду, указывал на наличие у местных князей гербовых щитов, использовавшихся как средство украшения. Общественный деятель и просветитель, филолог и поэт Шора Бекмурзович Ногмов на основе анализа фольклорных данных указывал на использование ранними адыгами крупного боевого щита. Из числа современных исследователей факт наличия щита у кабардинцев подтверждал историк-кавказовед Георгий Александрович Кокиев, акцентируя внимание на его металлической основе.
Доводы Палласа, Ногмова и Кокиева подтверждаются археологическими данными. Среди материалов целого ряда адыгских могильников — Убинского, Вардановского, Хаджохского, Медовеевка-1, Казаково-1 и Казаково-3 — присутствуют остатки щитов.
Значит, черкесы использовали щит до определенного периода, после которого он вышел из употребления. Поэтому многие авторы при описании адыгского доспеха указывают на отсутствие щита, отмечая этот момент как специфический.
Автор щита — Сташ Юрий Махмудович, известный художник-модельер, заслуженный работник культуры Республики Адыгея, обладатель Государственной премии Адыгеи в области искусства, лауреат премии республиканской общественной организации «Лига мира», победитель Международного конкурса «Этно-ЭРАТО-2008», первый национальный черкесский кутюрье Адыгеи, создавший уникальную, удивительную по красоте и самобытности выставочную коллекцию «В мире мифов и реальности. Через дизайн к миру», насчитывающую десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства.
Большинство европейских авторов, посетивших Черкесию в XIII–XIX веках, не упоминали щит при описании адыгского оружия. Наряду с ними Султан Хан-Гирей, Иван Фёдорович Бларамберг и Николай Фёдорович Дубровин, ставшие классиками адыгской историографии, также указывали на отсутствие щита в оружейном комплекте черкесских воинов XIX века.
Однако Пётр Симон Паллас, посетивший в 1793 году Кабарду, указывал на наличие у местных князей гербовых щитов, использовавшихся как средство украшения. Общественный деятель и просветитель, филолог и поэт Шора Бекмурзович Ногмов на основе анализа фольклорных данных указывал на использование ранними адыгами крупного боевого щита. Из числа современных исследователей факт наличия щита у кабардинцев подтверждал историк-кавказовед Георгий Александрович Кокиев, акцентируя внимание на его металлической основе.
Доводы Палласа, Ногмова и Кокиева подтверждаются археологическими данными. Среди материалов целого ряда адыгских могильников — Убинского, Вардановского, Хаджохского, Медовеевка-1, Казаково-1 и Казаково-3 — присутствуют остатки щитов.
Значит, черкесы использовали щит до определенного периода, после которого он вышел из употребления. Поэтому многие авторы при описании адыгского доспеха указывают на отсутствие щита, отмечая этот момент как специфический.