«Чеснок» — один из видов боевых заграждений, который применялся для остановки конницы противника.
У римлян это приспособление называлось «трибола», у японцев — «макибиси».
Состояло это заграждение из четырех острых металлических шипов, которые были направлены в разные стороны. Некоторые шипы были оснащены дополнительными крючками. Чесноки разбрасывали на пути следования или наступления вражеской конницы. Эффективно применяли «чеснок» и против пехоты, верблюдов и даже боевых слонов.
Его форма гарантировала, что один из шипов всегда будет направлен вверх, а три других обеспечивали устойчивость конструкции.
Для эффективного использования большое количество таких шипов разбрасывалось на местности так, чтобы на один квадратный метр приходилось не менее трех штук. Глубина такого поля должна была составлять от 100 до 150 метров. Протяженность — в зависимости от необходимости и условий боевой задачи.
В силу малых размеров «чеснок» был практически незаметен в траве. Строй пехоты в атаке нарушался, когда солдаты замедляли движение, чтобы не повредить себе ноги.
Кто и где придумал этот вид боевого заграждения, исследователям пока определить не удалось. Одни считают, что «чеснок» появился в Китае, другие говорят о Риме или Греции, третьи — о Древней Руси, где это приспособление использовалось для борьбы с кочевниками Золотой Орды.
Существуют упоминания о находках, которые аналогичны «чесноку», но изготовлены из кости. Они были обнаружены во время археологических раскопок в Крыму и относятся к V веку до н. э. Также есть свидетельства, которые подтвердили использование железного «чеснока» Александром Македонским в битве при Гавгамелах в 331 году до н. э.
Эффективно применялся этот вид заграждений в 1609 году при обороне Троице-Сергиевого монастыря против польско-литовской кавалерии.
Далее «чеснок» использовали практически во всех войнах вплоть
до ХХ века. К примеру, в Бородинском сражении русская армия
применила более тысячи тонн «чеснока». В наше время приспособления, подобные
«чесноку», применяются в основном в качестве противоавтомобильных заграждений,
служащих для прокалывания шин.