Икона-подокладница «Спас Вседержитель» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева была написана неизвестным народным мастером в начале XX века. У образов такого типа (рассчитанных на накладное украшение) художник изображал только так называемое личное: лики, руки, ножки Младенца, если речь идет о Богоматери с маленьким Христом. Свободное поле доски либо оставалось незакрашенным, либо покрывалось краской одного цвета.
Остальные детали образа святого печатались на окладе, бюджетный вариант которого штамповали из жести или фольги. Накладку прибивали к доске гвоздями.
Иконы с штампованным окладом появились к концу XIX века, когда дефицит предметов культа стал наиболее ощутимым. Образа, создаваемые при монастырях и иконописных центрах, писались очень долго и стоили дорого. Люди нуждались в более дешевых изображениях святых. Тогда был найден выход: мастера на доске писали образ святого, а на фабриках производили жестяные оклады. Такой процесс производства был гораздо быстрее, чем у канонических, написанных по церковным правилам икон, цена продукта была существенно ниже, поэтому жестяные изображения святых пользовались большим спросом у простого народа.
Икона-подокладница из коллекции музея написана маслом на цельной доске. Средняя часть иконы с лицевой стороны под живопись покрыта тонким слоем левкаса — специальной смеси из животного жира, мела и льняного масла. По этому грунту написан образ Спаса Вседержителя.
Спас Вседержитель — это поясное изображение Иисуса Христа. Традиционно Он запечатлен с Евангелием в левой руке, правой рукой — десницей — благословляющим этот мир. Иногда в левой руке вместо Евангелия присутствует держава как символ Царственности Иисуса Христа.
На иконе прописаны лик и руки для поясного изображения фигуры, видимые в окладе. Фигура и волосы намечены красным и темно-коричневым цветом. Правая рука Спаса приподнята в благословляющем жесте, пальцы левой руки сложены так, как будто положены на что-то — скорее всего, лежат на державе, изображенной на окладе. Письмо лика выполнено профессионально, в реалистичной манере. Рисунок и живопись рук выполнены без проработки деталей. Оклад иконы утрачен. По торцам остались следы от гвоздей, которыми оклад крепился к икону.
Остальные детали образа святого печатались на окладе, бюджетный вариант которого штамповали из жести или фольги. Накладку прибивали к доске гвоздями.
Иконы с штампованным окладом появились к концу XIX века, когда дефицит предметов культа стал наиболее ощутимым. Образа, создаваемые при монастырях и иконописных центрах, писались очень долго и стоили дорого. Люди нуждались в более дешевых изображениях святых. Тогда был найден выход: мастера на доске писали образ святого, а на фабриках производили жестяные оклады. Такой процесс производства был гораздо быстрее, чем у канонических, написанных по церковным правилам икон, цена продукта была существенно ниже, поэтому жестяные изображения святых пользовались большим спросом у простого народа.
Икона-подокладница из коллекции музея написана маслом на цельной доске. Средняя часть иконы с лицевой стороны под живопись покрыта тонким слоем левкаса — специальной смеси из животного жира, мела и льняного масла. По этому грунту написан образ Спаса Вседержителя.
Спас Вседержитель — это поясное изображение Иисуса Христа. Традиционно Он запечатлен с Евангелием в левой руке, правой рукой — десницей — благословляющим этот мир. Иногда в левой руке вместо Евангелия присутствует держава как символ Царственности Иисуса Христа.
На иконе прописаны лик и руки для поясного изображения фигуры, видимые в окладе. Фигура и волосы намечены красным и темно-коричневым цветом. Правая рука Спаса приподнята в благословляющем жесте, пальцы левой руки сложены так, как будто положены на что-то — скорее всего, лежат на державе, изображенной на окладе. Письмо лика выполнено профессионально, в реалистичной манере. Рисунок и живопись рук выполнены без проработки деталей. Оклад иконы утрачен. По торцам остались следы от гвоздей, которыми оклад крепился к икону.