После реформы Екатерины Великой 1764 года, когда большая часть монастырских владений по всей России была конфискована, в Сибири, как и в некоторых других регионах, пришло в упадок церковное искусство. Число профессиональных художников-иконописцев резко сократилось. Верующим стало не хватать икон. Поэтому широкое распространение получили образа, написанные народными мастерами.
Богомазы-самоучки далеко не всегда владели знаниями о правилах изображения тех или иных святых. Они старались написать иконы яркими, красочными, больше декоративными, чем каноническими. Композиции народных икон не отличались сложностью сюжета — фигуры святых прорисовывались просто, часто на их одежде встречались растительно-цветочные орнаменты, схожие с орнаментом предметов крестьянского быта.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева есть такая икона, созданная неизвестным народным мастером, — «Святой преподобный Сергий Радонежский чудотворец и святой благоверный князь Андрей Смоленский». Она была написана в XIX веке.
Деревянная доска под эту икону предварительно была обработана левкасом — специальной смесью из мела, смешанного с рыбьим или животным жиром и льняным маслом. Поверх этого грунта темперными водяными красками на основе порошка в полный рост написаны две мужские фигуры.
Слева — преподобный Сергий Радонежский, один из самых любимых и почитаемых на Руси святых, отшельник и чудотворец, основатель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. На преподобном Сергии — облачение монаха великой схимы: мантия с куколем-колпаком и орехово-золотистая ряса. В правой руке святого — развернутый свиток, левая рука с четками прижата к груди в молитвенном жесте.
Фигуры святых стоят на земле, между ними изображена гора. Фон иконы — голубой, что создает эффект нахождения святых на небе.
В центре верхней части — поясное изображение Спаса Вседержителя в синем плаще-гиматии поверх красного подобия рубахи — хитона.
По периметру иконы — рамка с широкими коричневыми полями. Нижняя часть иконы повреждена. По всем торцам доски можно рассмотреть следы от гвоздей, что предполагает у иконы первоначальное наличие оклада.
Богомазы-самоучки далеко не всегда владели знаниями о правилах изображения тех или иных святых. Они старались написать иконы яркими, красочными, больше декоративными, чем каноническими. Композиции народных икон не отличались сложностью сюжета — фигуры святых прорисовывались просто, часто на их одежде встречались растительно-цветочные орнаменты, схожие с орнаментом предметов крестьянского быта.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева есть такая икона, созданная неизвестным народным мастером, — «Святой преподобный Сергий Радонежский чудотворец и святой благоверный князь Андрей Смоленский». Она была написана в XIX веке.
Деревянная доска под эту икону предварительно была обработана левкасом — специальной смесью из мела, смешанного с рыбьим или животным жиром и льняным маслом. Поверх этого грунта темперными водяными красками на основе порошка в полный рост написаны две мужские фигуры.
Слева — преподобный Сергий Радонежский, один из самых любимых и почитаемых на Руси святых, отшельник и чудотворец, основатель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. На преподобном Сергии — облачение монаха великой схимы: мантия с куколем-колпаком и орехово-золотистая ряса. В правой руке святого — развернутый свиток, левая рука с четками прижата к груди в молитвенном жесте.
Справа расположена фигура благоверного князя Андрея Смоленского. Святой облачен в одежды соответственно титулу: красный княжеский плащ и черно-синий хитон, подхваченный поясом. Его правая рука покоится на груди в молитвенном жесте, в полуопущенной левой — восьмиконечный крест.
Фигуры святых стоят на земле, между ними изображена гора. Фон иконы — голубой, что создает эффект нахождения святых на небе.
В центре верхней части — поясное изображение Спаса Вседержителя в синем плаще-гиматии поверх красного подобия рубахи — хитона.
По периметру иконы — рамка с широкими коричневыми полями. Нижняя часть иконы повреждена. По всем торцам доски можно рассмотреть следы от гвоздей, что предполагает у иконы первоначальное наличие оклада.