Для ярославской иконописи XVII века характерно стремление одновременно к монументальности и детализации образов. Благодаря этому сложился особый тип икон, в которых основное изображение писалось крупно, «монументально», а кругом композиционно свободно располагались подробно прописанные клейма с отдельными, например, житийными сценами.
Одним из первых мастеров, начавших работать в этом стиле и повлиявших на его развитие, был Фёдор Евтихиев Зубов. Икона Илии пророка в пустыне — одно из немногих произведений, безусловно принадлежащих ему.
Фёдор Зубов происходил родом из Устюга и подвизался царским знаменщиком (начальником жалованных иконописцев) при Оружейной палате Московского Кремля. Иконы Зубова украшают церкви в Малом Донском, Новоспасском, Новодевичьем, Антониево-Сийском монастырях. В 1659 году по приглашению купцов Скрипиных он работал над образами для иконостаса ярославской церкви Илии Пророка — они и сегодня составляют местный чин храма.
Художественной манере Фёдора Зубова свойственно каллиграфичное письмо с утонченным орнаментом, декоративным устюжским «узорочьем». Тонкий стиль миниатюры сочетается с насыщенными красками и барочными чертами — динамичностью движений, объемностью форм, живой эмоциональностью. Все это делает образы, созданные мастером, жизненными и убедительными. Второстепенные сюжеты (общение Илии пророка и его преемника Елисея) также тщательно прописаны.
Илия пророк больше всех из ветхозаветных пророков почитается в христианстве. Он пророчествовал во времена Ахава, грозно обличал установленное при нем идолопоклонство, культ Астарты и Ваала, прославился многими чудесами. После победы в споре над жрецами (он сумел возжечь жертвенник силой молитвы, чего не могли сделать жрецы Ваала) Илия удалился в пустыню, где, по слову Божию, ему приносили пищу ангелы и вороны, что и отражено на иконе. Вернувшись в Израиль, пророк окончательно смирил Ахава и взял себе в ученики Елисея.
С образом Илии в Новом Завете связывается образ Иоанна Крестителя.
Одним из первых мастеров, начавших работать в этом стиле и повлиявших на его развитие, был Фёдор Евтихиев Зубов. Икона Илии пророка в пустыне — одно из немногих произведений, безусловно принадлежащих ему.
Фёдор Зубов происходил родом из Устюга и подвизался царским знаменщиком (начальником жалованных иконописцев) при Оружейной палате Московского Кремля. Иконы Зубова украшают церкви в Малом Донском, Новоспасском, Новодевичьем, Антониево-Сийском монастырях. В 1659 году по приглашению купцов Скрипиных он работал над образами для иконостаса ярославской церкви Илии Пророка — они и сегодня составляют местный чин храма.
Художественной манере Фёдора Зубова свойственно каллиграфичное письмо с утонченным орнаментом, декоративным устюжским «узорочьем». Тонкий стиль миниатюры сочетается с насыщенными красками и барочными чертами — динамичностью движений, объемностью форм, живой эмоциональностью. Все это делает образы, созданные мастером, жизненными и убедительными. Второстепенные сюжеты (общение Илии пророка и его преемника Елисея) также тщательно прописаны.
Илия пророк больше всех из ветхозаветных пророков почитается в христианстве. Он пророчествовал во времена Ахава, грозно обличал установленное при нем идолопоклонство, культ Астарты и Ваала, прославился многими чудесами. После победы в споре над жрецами (он сумел возжечь жертвенник силой молитвы, чего не могли сделать жрецы Ваала) Илия удалился в пустыню, где, по слову Божию, ему приносили пищу ангелы и вороны, что и отражено на иконе. Вернувшись в Израиль, пророк окончательно смирил Ахава и взял себе в ученики Елисея.
С образом Илии в Новом Завете связывается образ Иоанна Крестителя.