Кирпичи были переданы в музей краеведом, старожилом Сарова Марией Фёдоровной Шемяковой, утверждавшей, что собраны они были на месте разрушенной стены Успенского собора монастыря.
Во время уничтожения Саровских соборов в 1951–1954 годах населению разрешили сохранившиеся после взрывов остатки стен собора разбирать на кирпичи для постройки частных домов. Негодные для разбора развалины собора и кучи строительного мусора вывозились на засыпку оврагов. Мария Фёдоровна долгие годы хранила эти осколки главного собора Саровского монастыря у себя на даче. Кирпичи были переданы для создания музейной экспозиции «Монастырский зал» в 1991 году.
В конце XVIII века такие большемерные кирпичи использовались для строительства монастырских построек, когда началось активное возведение каменных зданий, пришедших на смену деревянным строениям.
Саровская пустынь сама обеспечивала себя кирпичом. Кирпичи для храма изготовляли недалеко от монастыря, на монастырском кирпичном заводе.
В конце XVIII века были построены Успенский собор, его первая каменная версия, так называемая Демидовская, новое здание церкви Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Активно строились хозяйственные и жилые строения: каменные братские кельи в южной части монастыря, от юго-западной башни до трапезной, Архиерейский дом, Старая трапезная, выходившая во внутренний двор монастыря, больница, Губернаторский корпус, восточная часть монастыря с тремя башнями, две из которых являлись угловыми, одна центральная стала Надвратной, кузница за монастырем. Тогда же началось строительство новой Саровской колокольни.
Строили храмы артелью. Вначале подмастерья-сметчики делали «сметную роспись» — определяли стоимость работ. Рабочий день строительной артели составлял 12 часов: 6 до обеда и 6 после обеда. Работали весь летний сезон. Весь XIX век в Сарове что-то возводилось, что-то перестраивалось или надстраивалось. Постепенно все деревянные здания были заменены на каменные фундаментальные постройки.