Макет — это модель объекта в уменьшенном масштабе. Впервые макеты стали изготавливаться еще в Древнем Египте. Вместе с фараонами в гробницы помещались миниатюрные копии храмов, необходимые для выполнения погребального ритуала. Широкое применение макеты получили в эпоху Возрождения при строительстве соборов, храмов.
Представленный в экспозиции музея макет представляет собой уменьшенную копию Свято-Успенского мужского монастыря, Саровской пустыни, на начало ХХ века. Он был выполнен монахами пустыни и подготовлен к приезду Императора Всероссийского Николая II с семьей и двором на торжества канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году.
После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Свято-Успенской Саровской пустыни. Вероятно, именно тогда макет был изъят наряду с другим имуществом монастыря.
Сообщения о существовании макета поступили в музей в 1960-е годы из Саранского архива. Сотрудники архива предложили городскому музею безвозмездно забрать макет Саровской пустыни, находившийся в то время в аварийном состоянии. Но в то время в закрытом городе Арзамас-75 (ныне — город Саров) по режимным условиям нельзя было афишировать историю места, а сотрудникам музея — экспонировать и популяризировать материалы, связанные с историей монастыря.
Сотрудники музея обратились в соответствующие органы, и макет разрешили забрать из города Саранска, но не экспонировать. Так макет был возвращен на родную землю, где его отреставрировали театральные художники Ираида Викторовна Тарасова и Ефим Денисович Гоголев. Позже он занял почетное центральное место в зале, посвященном истории Свято-Успенского мужского монастыря.