Традиционно адыги пользовались изделиями из керамики, но медная утварь была удобнее в быту, поэтому и завоевала большую популярность у местных жителей. В процессе ковки медную посуду лудили, то есть покрывали тонким слоем олова внутри и снаружи. Это защищало металл от коррозии.
В Адыгее самым востребованным сосудом из меди был кумган. Украшали его различными водными символами. Круги и бугорки символизировали капли, полосы — струи и потоки.
В старину кумган изготавливали из металлов и керамики. В настоящее время можно встретить и пластиковые варианты. Кумган можно отличить от других сосудов по следующим признакам: длинный узкий носик, ручка и узкое горло.
Адыги уделяли большое внимание обстановке и украшению гостевой комнаты. В углу стоял медный кувшин с узким горлышком и откидным носиком и медный таз. Французский дипломат Обри де ла Моттре, побывавший в Тамани в 1711 году и на Северном Кавказе среди черкесов, писал: «Они живут в своих селениях и домах очень чистоплотно». Многие из них имели бани и по четвергам купались в них. У кого не было бани, тот дома нагревал воду и мылся, используя кумган и большой таз.
Распространение кумганов и другой ритуальной посуды было следствием внедрения ислама в адыгейскую культуру. Перед совершением молитвы всегда происходило омовение, ведь предстать перед Аллахом мог только тот, кто прошел ритуальное очищение. Небольшой кувшин с узким носиком был для этого очень удобен. В исламской традиции поливать водой из кувшина руки и ноги другому человеку во время омовения считается знаком уважения и обычаем.
Кумган в России появился в XVI–XVII веках. Кумган используется в обиходе и по сей день, но уже в основном людьми старшего поколения.
Кумган, представленный в экспозиции Краеведческого музея города Адыгейска, был найден сотрудниками музея во время экспедиции по аулу Пчегатлукай Теучежского района в июле 1992 года. Кумган принадлежал Хуаде Юнусу Исмаиловичу — ветерану Великой Отечественной войны. Со слов дарителя, кумган достался ему от матери Хуаде Туркухан.
В Адыгее самым востребованным сосудом из меди был кумган. Украшали его различными водными символами. Круги и бугорки символизировали капли, полосы — струи и потоки.
В старину кумган изготавливали из металлов и керамики. В настоящее время можно встретить и пластиковые варианты. Кумган можно отличить от других сосудов по следующим признакам: длинный узкий носик, ручка и узкое горло.
Адыги уделяли большое внимание обстановке и украшению гостевой комнаты. В углу стоял медный кувшин с узким горлышком и откидным носиком и медный таз. Французский дипломат Обри де ла Моттре, побывавший в Тамани в 1711 году и на Северном Кавказе среди черкесов, писал: «Они живут в своих селениях и домах очень чистоплотно». Многие из них имели бани и по четвергам купались в них. У кого не было бани, тот дома нагревал воду и мылся, используя кумган и большой таз.
Распространение кумганов и другой ритуальной посуды было следствием внедрения ислама в адыгейскую культуру. Перед совершением молитвы всегда происходило омовение, ведь предстать перед Аллахом мог только тот, кто прошел ритуальное очищение. Небольшой кувшин с узким носиком был для этого очень удобен. В исламской традиции поливать водой из кувшина руки и ноги другому человеку во время омовения считается знаком уважения и обычаем.
Кумган в России появился в XVI–XVII веках. Кумган используется в обиходе и по сей день, но уже в основном людьми старшего поколения.
Кумган, представленный в экспозиции Краеведческого музея города Адыгейска, был найден сотрудниками музея во время экспедиции по аулу Пчегатлукай Теучежского района в июле 1992 года. Кумган принадлежал Хуаде Юнусу Исмаиловичу — ветерану Великой Отечественной войны. Со слов дарителя, кумган достался ему от матери Хуаде Туркухан.