Обработка дерева относится к самым древним промыслам адыгов. Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок. К художественной обработке дерева также относятся предметы, сделанные из ореха. В быту адыгов предметы, изготовленные из ореха, занимают важное место. Их продолжают делать, хотя круг их сузился по сравнению с прошлым.
Экспозицию Краеведческого музея города Адыгейска украшает палка хатияко с ореховыми звеньями из фундука. Палка хатияко украшена резьбой, на обоих концах имеются свисающие ореховые нанизки. Автор ореховой палки — Сташ Мира Хаджиметовна, уроженка аула Габукай, проживающая в городе Адыгейске. Ореховая палка — одна из первых ее работ, которая передана в музей в 1991 году.
Мира Хаджиметовна Сташ — мастер резьбы по дереву, среди ее работ — адыгские музыкальные инструменты, предметы быта адыгов, свадебные атрибуты, детская люлька и другие предметы.
Палка хатияко представляет собой жезл, как къоджэ бэщ (сельская палка), атрибут старосты, и указывает на необходимость исполнения его указаний. Жезл в вертикальном положении выказывает повеление к действию или маркирует лицо, имеющее право отдавать распоряжения.
На адыгских свадьбах и праздниках можно увидеть хатияко, или джегуако, который держит в руках символ власти — фундуковую палочку. Хатияко ведет мероприятие, соблюдая все правила, организует конкурсы, задает танцевальный ритм, раздает задачи участникам.
Адыгэ джэгу — адыгские игрища. Джэгу проводились по разным поводам (по случаю свадьбы, рождения ребенка, завершения сельхозработ и т. д.). Это было общенародное представление под открытым небом, где были организаторы игрища, совет старейшин, музыканты, распорядитель. Во время джэгу могли устраиваться атлетические состязания, скачки, выступления народных сказителей и певцов, но главное действие всегда разворачивалось в танцевальном кругу.
Среди адыгской молодежи вновь стало входить в моду проведение свадеб в национальных костюмах и с соблюдением древних обрядов. Все чаще в руках распорядителя торжеств можно увидеть оригинальную палку хатияко. Такие свадьбы оставляют незабываемые впечатления.
Экспозицию Краеведческого музея города Адыгейска украшает палка хатияко с ореховыми звеньями из фундука. Палка хатияко украшена резьбой, на обоих концах имеются свисающие ореховые нанизки. Автор ореховой палки — Сташ Мира Хаджиметовна, уроженка аула Габукай, проживающая в городе Адыгейске. Ореховая палка — одна из первых ее работ, которая передана в музей в 1991 году.
Мира Хаджиметовна Сташ — мастер резьбы по дереву, среди ее работ — адыгские музыкальные инструменты, предметы быта адыгов, свадебные атрибуты, детская люлька и другие предметы.
Палка хатияко представляет собой жезл, как къоджэ бэщ (сельская палка), атрибут старосты, и указывает на необходимость исполнения его указаний. Жезл в вертикальном положении выказывает повеление к действию или маркирует лицо, имеющее право отдавать распоряжения.
На адыгских свадьбах и праздниках можно увидеть хатияко, или джегуако, который держит в руках символ власти — фундуковую палочку. Хатияко ведет мероприятие, соблюдая все правила, организует конкурсы, задает танцевальный ритм, раздает задачи участникам.
Адыгэ джэгу — адыгские игрища. Джэгу проводились по разным поводам (по случаю свадьбы, рождения ребенка, завершения сельхозработ и т. д.). Это было общенародное представление под открытым небом, где были организаторы игрища, совет старейшин, музыканты, распорядитель. Во время джэгу могли устраиваться атлетические состязания, скачки, выступления народных сказителей и певцов, но главное действие всегда разворачивалось в танцевальном кругу.
Среди адыгской молодежи вновь стало входить в моду проведение свадеб в национальных костюмах и с соблюдением древних обрядов. Все чаще в руках распорядителя торжеств можно увидеть оригинальную палку хатияко. Такие свадьбы оставляют незабываемые впечатления.