Люлька по-адыгски — кушъэ. Конструкция адыгской люльки проста: это деревянная кроватка со спинками, к которым крепятся дугообразные полозья, обеспечивающие равномерное покачивание.
К выбору дерева, из которого делали люльку, адыги подходили тщательно и вдумчиво. Боярышник в представлении адыгов — счастливое дерево, считался идеальным материалом. В таких люльках дети вырастали крепкими, здоровыми и красивыми. А вот, например, терновое дерево для люльки категорически не подходило: якобы детей в таких люльках будут преследовать несчастья. Не подходила в качестве материала и бузина: дети в такой люльке вырастали вспыльчивыми, конфликтными и неуживчивыми.
Обычай требовал, чтобы малыша укладывали в колыбель только через две недели после рождения. К этому дню семья тщательно готовилась, накрывала стол и ждала гостей. Обряд укладывания доверяли самой старшей женщине рода — бабушке по отцу. Можно было этот обряд провести и просто знакомой женщине, но только в том случае, если она многодетная.
Под матрас клали маленький Коран или страницы из него — «чтобы ребенок не испугался». Кроме того, в колыбель могли положить яйцо, ножницы, спички в качестве оберега.
Колыбель обычно ставили на циновку, чтобы кроватка не стучала. Нередко под колыбель подкладывали шкуры различных животных, преимущественно волчью, что одновременно служило оберегом. Для защиты от мух и «дурного глаза» ребенка в колыбели покрывали тонкой кисеей.
Держали ребенка в колыбели до года, несколько раз в сутки вынимали, чтобы он размялся. Убаюкивали ребенка укачиванием, напевая ему колыбельную песню. В этой песне обычно воспевалась будущая жизнь мальчика или девочки. Его представляли храбрым воином, а ее — трудолюбивой хозяйкой, превосходной мастерицей. Ежедневно ребенка вечером купали (иногда дважды — утром и вечером). Для этого его держали на руках и поливали сверху теплой водой.
Колыбель из фондов Краеведческого музея сделала Сташ Мира Хаджиметовна — мастер по дереву. Колыбель хранилась у бывшего главы города Адыгейска К.С. Мамиёк, он и передал колыбель музею в 2000 году.
К выбору дерева, из которого делали люльку, адыги подходили тщательно и вдумчиво. Боярышник в представлении адыгов — счастливое дерево, считался идеальным материалом. В таких люльках дети вырастали крепкими, здоровыми и красивыми. А вот, например, терновое дерево для люльки категорически не подходило: якобы детей в таких люльках будут преследовать несчастья. Не подходила в качестве материала и бузина: дети в такой люльке вырастали вспыльчивыми, конфликтными и неуживчивыми.
Обычай требовал, чтобы малыша укладывали в колыбель только через две недели после рождения. К этому дню семья тщательно готовилась, накрывала стол и ждала гостей. Обряд укладывания доверяли самой старшей женщине рода — бабушке по отцу. Можно было этот обряд провести и просто знакомой женщине, но только в том случае, если она многодетная.
Под матрас клали маленький Коран или страницы из него — «чтобы ребенок не испугался». Кроме того, в колыбель могли положить яйцо, ножницы, спички в качестве оберега.
Колыбель обычно ставили на циновку, чтобы кроватка не стучала. Нередко под колыбель подкладывали шкуры различных животных, преимущественно волчью, что одновременно служило оберегом. Для защиты от мух и «дурного глаза» ребенка в колыбели покрывали тонкой кисеей.
Держали ребенка в колыбели до года, несколько раз в сутки вынимали, чтобы он размялся. Убаюкивали ребенка укачиванием, напевая ему колыбельную песню. В этой песне обычно воспевалась будущая жизнь мальчика или девочки. Его представляли храбрым воином, а ее — трудолюбивой хозяйкой, превосходной мастерицей. Ежедневно ребенка вечером купали (иногда дважды — утром и вечером). Для этого его держали на руках и поливали сверху теплой водой.
Колыбель из фондов Краеведческого музея сделала Сташ Мира Хаджиметовна — мастер по дереву. Колыбель хранилась у бывшего главы города Адыгейска К.С. Мамиёк, он и передал колыбель музею в 2000 году.