В экспозиции музея представлена мужская шапка адыгов из черного каракуля. Для адыгских народов были характерны низкие папахи с очень выпуклым, почти в виде валика, меховым околышем и плоским дном.
Шапки делали в основном из овчины, при этом особо ценилась шкура ягнят. Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы, одной из древнейших пород овец. Самым ценным материалом считалась шкура ягнят от одного до трех дней от роду. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Завитки, выстроенные в ряд, — признак высокого качества. Все шапки шились на толстой стеганой подкладке и могли выдержать сильные сабельные удары.
Адыги придавали огромное значение шапке. В старину у адыгов нельзя было сесть за стол с непокрытой головой, и на люди без шапки выходить было не принято. Если шапку снимали, то клали ее на достойное место. Всякое пренебрежительное отношение к шапке считалось оскорблением хозяина дома. Шапку, как и оружие, адыги никогда не дарили.
В исключительных случаях наличие шапки приравнивалось к присутствию самого ее хозяина. Если у адыга шапку кто-то сбивал, такой поступок считался оскорбительным — он мог спровоцировать серьезный инцидент с очень неприятными для кого-то последствиями. К папахе относились с уважением, и ее нельзя было просто так срывать с головы.
У адыгских мужчин можно было обнаружить целый арсенал папах на все случаи жизни: одни — для повседневного ношения, другие — для свадьбы, третьи — на случай траура. В среднестатистическом гардеробе было не меньше десяти разных шапок. В старину у адыгов по головному убору можно было безошибочно определить сословное и социальное положение мужчины.
У адыгов популярны пословицы, которые отражают уважительное отношение к мужскому головному убору. «Шапку носят не для тепла, а для чести», «Если не у кого спросить совета, посади свою шапку и спроси ее». Шапка считалась сакральной вещью. Мужчина, носивший постоянно шапку, не мог совершить неверный шаг. Шапка словно указывала ему, что надо держаться ровно. И если он не держался, то шапка падала.
Шапки делали в основном из овчины, при этом особо ценилась шкура ягнят. Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы, одной из древнейших пород овец. Самым ценным материалом считалась шкура ягнят от одного до трех дней от роду. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Завитки, выстроенные в ряд, — признак высокого качества. Все шапки шились на толстой стеганой подкладке и могли выдержать сильные сабельные удары.
Адыги придавали огромное значение шапке. В старину у адыгов нельзя было сесть за стол с непокрытой головой, и на люди без шапки выходить было не принято. Если шапку снимали, то клали ее на достойное место. Всякое пренебрежительное отношение к шапке считалось оскорблением хозяина дома. Шапку, как и оружие, адыги никогда не дарили.
В исключительных случаях наличие шапки приравнивалось к присутствию самого ее хозяина. Если у адыга шапку кто-то сбивал, такой поступок считался оскорбительным — он мог спровоцировать серьезный инцидент с очень неприятными для кого-то последствиями. К папахе относились с уважением, и ее нельзя было просто так срывать с головы.
У адыгских мужчин можно было обнаружить целый арсенал папах на все случаи жизни: одни — для повседневного ношения, другие — для свадьбы, третьи — на случай траура. В среднестатистическом гардеробе было не меньше десяти разных шапок. В старину у адыгов по головному убору можно было безошибочно определить сословное и социальное положение мужчины.
У адыгов популярны пословицы, которые отражают уважительное отношение к мужскому головному убору. «Шапку носят не для тепла, а для чести», «Если не у кого спросить совета, посади свою шапку и спроси ее». Шапка считалась сакральной вещью. Мужчина, носивший постоянно шапку, не мог совершить неверный шаг. Шапка словно указывала ему, что надо держаться ровно. И если он не держался, то шапка падала.