Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.
Гжельский промысел развивался недалеко от Москвы, в районе, богатом глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века.
До XVIII века гжельские мастера делали обычную для того времени посуду, изразцы, игрушки. А к середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производилась майолика с росписью по белому фону.
Гжельская роспись была нарядной, красочной по цвету. В росписи использовались пять цветов — желтый, зеленый, коричневый, вишневый и синий — по белому фону. Роспись, многоцветная и нарядная, наносилась от руки уверенным и быстрым мазком кисти. На посуде изображались города, люди, звери.
В XIX веке гжельские изделия напоминали майолику и были такими же разноцветными. Мода на кобальт пришла из Средней Азии. Кобальтовый краситель был очень дорог и применялся только как один из цветов, поэтому традиционная сине-белая гжель появилась лишь во второй половине XIX века, когда кобальт подешевел.
Фаянсовые изделия гжельских мастеров экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В это время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд».
Самые известные и сложные работы — квасники. Считается, что квасник — один из критериев профессионализма гончара. Квасник — это сосуд дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Дисковидное тулово ставилось на четыре ножки, к нему приставлялись зеркально расположенные ручка, носик, шейка, скульптурные украшения. Окончательная ручная доводка снимала ощущение наборности, механистичности.
В русской керамике квасники и кумганы были известны и ранее, однако в майолике они стали технически совершеннее. Основной объем этих крупных сосудов — диск — вытягивался на гончарном круге, затем дополнялся частями.