«Тирпиц» — легендарный линейный крейсер военно-морских сил Третьего Рейха, Кригсмарине. Это был самый мощный корабль времен Второй мировой, и ему долгое время безуспешно пытался противостоять британский флот. В боевых действиях «Тирпиц» практически не участвовал, но самим своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям, которые шли в СССР. Кроме того, он сковывал значительные силы британского флота.
Линейные крейсеры типа «Бисмарк», к которым принадлежал и «Тирпиц», были спущены на воду в 1939 году. Назван он был в честь адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. «Тирпиц» имел 2 500 членов экипажа, максимальное водоизмещение в 53 500 тонн, общую длину 253,6 метра, ширину 36 метров. Броневая защита корабля не имела аналогов в мире. В разных местах корабля толщина брони составляла до 320 миллиметров, а броня боевой рубки и башни орудий главного калибра — 360 миллиметров. Благодаря этому линкор мог выдерживать попадания практически любых бомб.
Обладая гигантскими размерами, линкор по большей части скрывался в норвежских фьордах. Местные жители сообщали разведке данные о местонахождении корабля, поэтому команда пыталась его постоянно маскировать, в том числе применяя дымовую завесу на основе сульфонилхлорида. Это позволяло скрыть местонахождение корабля от авиации и кораблей противника. Командование немецкого флота берегло «Тирпиц», помня о судьбе линкора того же типа «Бисмарк»: во время своего первого и единственного похода в мае 1941 года корабль был потоплен силами британского флота.
Не участвуя в атаках напрямую, «Тирпиц» сыграл важную роль в потоплении конвоя PQ-17. Оставленный без охраны именно из-за угрозы со стороны «Тирпица», PQ-17 сильно пострадал от атак германских авиации и подводных лодок.
Британским вооруженным силам периодически удавалось
выводить корабль из строя, но их усилия увенчались полным успехом только в
ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжелыми бомбами типа Tallboy.
Детали линкора до сих пор находятся в некоторых военных музеях мира.