Святой Артемий претерпел мученическую кончину в 362 году. Историки связывают его образ с личностью наместника Египта Флавия Артемия, ярого борца с язычеством. Впервые житие святого описал Филосторгий в «Церковной истории» в первой половине V века; позднее переработал монах Иоанн, в X веке — Симеон Метафраст.
Артемий происходил из патрициев и был выдающимся военачальником при императорах Константине Великом и его брате Констанции. В правление Константина он, как и многие другие, стал свидетелем чуда: накануне решительного сражения с Максенцием в полдень в небе просиял крест и слова «Сим побеждай». Явившись императору во сне, сам Христос повелел выступить в битву, изобразив крест на знамени, шлемах и щитах. Битва была выиграна.
Император Констанций доверил Артемию почетное дело — найти и доставить в Константинополь мощи святых апостолов Луки, Андрея и Тимофея. Тогда же за свои заслуги военачальник был назначен наместником Египта. Там он способствовал распространению христианства.
Сын императора Констанция Юлиан Отступник решил возродить многобожие и начал гонения на христиан. Артемий пытался воспрепятствовать этому, за что новый император приказал лишить его сана, взять под арест и подвергнуть мучениям. В темнице святой мученик продолжал славить Бога и повторять вопрос: претерпел ли он более, чем Спаситель. И Спаситель с ангелами явился к своему мученику с утешением и обетованием Царства Небесного. На другой день, в пятницу (день Распятия), после новых мучений и отказа поклониться идолам святой Артемий был обезглавлен, но перед кончиной предрек мучителю скорую гибель. Вскоре Отступник был смертельно ранен в бою с персами и умер со словами «Ты победил, Галилеянин!».
Мощи святого Артемия захоронили в Константинополе, и это место вскоре прославилось чудесами исцелений.
Эта икона, вероятно, была храмовым образом в приделе Артемия Воина Благовещенской церкви (Ярославль). Прототипом для нее мог послужить образ из Троице-Сергиевой Лавры. В конце XVII века ее дополнили рамой с 24 житийными клеймами.
Монументальный силуэт, суховатое личное письмо и выраженные белильные разделки выдают стиль эпохи Смутного времени. Некоторые черты сближают образ святого с образами святых воинов, написанными в XVI веке.
Артемий происходил из патрициев и был выдающимся военачальником при императорах Константине Великом и его брате Констанции. В правление Константина он, как и многие другие, стал свидетелем чуда: накануне решительного сражения с Максенцием в полдень в небе просиял крест и слова «Сим побеждай». Явившись императору во сне, сам Христос повелел выступить в битву, изобразив крест на знамени, шлемах и щитах. Битва была выиграна.
Император Констанций доверил Артемию почетное дело — найти и доставить в Константинополь мощи святых апостолов Луки, Андрея и Тимофея. Тогда же за свои заслуги военачальник был назначен наместником Египта. Там он способствовал распространению христианства.
Сын императора Констанция Юлиан Отступник решил возродить многобожие и начал гонения на христиан. Артемий пытался воспрепятствовать этому, за что новый император приказал лишить его сана, взять под арест и подвергнуть мучениям. В темнице святой мученик продолжал славить Бога и повторять вопрос: претерпел ли он более, чем Спаситель. И Спаситель с ангелами явился к своему мученику с утешением и обетованием Царства Небесного. На другой день, в пятницу (день Распятия), после новых мучений и отказа поклониться идолам святой Артемий был обезглавлен, но перед кончиной предрек мучителю скорую гибель. Вскоре Отступник был смертельно ранен в бою с персами и умер со словами «Ты победил, Галилеянин!».
Мощи святого Артемия захоронили в Константинополе, и это место вскоре прославилось чудесами исцелений.
Эта икона, вероятно, была храмовым образом в приделе Артемия Воина Благовещенской церкви (Ярославль). Прототипом для нее мог послужить образ из Троице-Сергиевой Лавры. В конце XVII века ее дополнили рамой с 24 житийными клеймами.
Монументальный силуэт, суховатое личное письмо и выраженные белильные разделки выдают стиль эпохи Смутного времени. Некоторые черты сближают образ святого с образами святых воинов, написанными в XVI веке.