Птицевидная подвеска, вырезанная из кости, была найдена в 2012 году в ходе исследования Кушманского городища Учкакар в Удмуртии. Крылья фигурки опущены вниз, хвост расширяется, лицевая сторона украшена циркульным орнаментом, а на плечиках есть отверстия для шнура.
Образ птицы характерен для культового бронзового литья пермского звериного стиля, однако эта подвеска сделана из кости, а не из металла. Аналогов этому изделию пока не найдено. Эта находка — яркое свидетельство тесных торговых контактов и родства культур населения бассейна Чепцы с пермским миром.
Для пермского звериного стиля образ водоплавающей птицы — один из ключевых. В мифологии многих народов утка выступает главным героем легенды о сотворении мира: из ее яиц появились на свет два верховных бога, которые разделили между собой светлую и темную стороны. Сама суша, согласно преданию, образовалась из щепотки земли, которую утка подняла в клюве со дна первого океана.
Образ птицы традиционно был женским оберегом, символом плодовитости и домашнего благополучия. В культуре коренных народов Сибири, Зауралья, Прикамья, Севера России утиные лапки были сакральным орнаментом для женской одежды, такой формы делали украшения и шумовые подвески, которые служили амулетами для защиты от темных сил.
Птица — это также базовый символ потустороннего мира, с ней часто сравнивали переход человеческой души в другое измерение после смерти, поскольку небеса издавна считались обителью богов. В основе пермского звериного стиля — синтез образов человека и животного: медведя, лося, ящера, птицы. Это символическое обозначение единства трех миров и сопричастности людей к окружающему пространству.
В 2019 году на базе историко-культурного музея-заповедника «Иднакар» проходили практику будущие реставраторы, студенты Казанского федерального университета. Была осмотрена и подвеска с Кушманского городища, которая находится в основной экспозиции музея. Предмет был определен как аварийный: пористая структура кости начинала осыпаться. Ценный экспонат готовят к реставрации.