Образ с видом Троице-Сергиева монастыря — древнейшее известное на сегодняшний день изображение знаменитой обители. Первоначальная икона была создана в середине XVII веке, но не сохранилась. Она была большего размера — этот образ, покрытый драгоценным окладом, украшал притвор — пристройку перед входом — новой монастырской Трапезной палаты 1686–1692 годах. В документах начала XVIII столетия икону называли чертежом Троицкого монастыря.
Копия этой иконы представлена в экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника. Ее создали предположительно костромские староверы в XIX столетии. Самая почитаемая обитель Московского государства представлена на образе как священное пространство, предназначенное для молитвы. В ковчеге иконы — специальном углублении — на золотом фоне помещена основная композиция. Венчает ее Образ Живоначальной Троицы, по сторонам нанесена золотом надпись: «Обитель стыя Живоначальная Троицы Преподобного отца нашего игумена Сергия Радонежского». Монастырский комплекс представлен довольно подробно. Главные сооружения — храмы, колокольня, жилые здания и служебные постройки, крепостные стены и башни — сопровождаются киноварными надписями. Киноварью называют краску из одноименного минерала.
Особую ценность представляют изображения несохранившихся зданий, например деревянной оружейной палаты и каменной кузницы. На иконе изображен и ныне утраченный деревянный царский дворец, срубленный при Иване Грозном, но перестроенный после осады монастыря.
Все сооружения воспроизведены точно как по топографии относительно друг друга, так и по особенностям их архитектуры. Подчеркнута специфика материала, из которого они возведены: небеленый или же покрытый известковым раствором кирпич, дерево; виды и типы кровельных покрытий монастырских построек. Точно изображены крепостные стены и башни с воротами, включая примыкавший к монастырю с запада Пивной двор.
Подобных икон с видом Троице-Сергиева монастыря XVII века известно лишь три. Этот экспонат подарил монастырю профессор Александр Горский. Из монастыря икона поступила в музей в 1920-е годы.
Копия этой иконы представлена в экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника. Ее создали предположительно костромские староверы в XIX столетии. Самая почитаемая обитель Московского государства представлена на образе как священное пространство, предназначенное для молитвы. В ковчеге иконы — специальном углублении — на золотом фоне помещена основная композиция. Венчает ее Образ Живоначальной Троицы, по сторонам нанесена золотом надпись: «Обитель стыя Живоначальная Троицы Преподобного отца нашего игумена Сергия Радонежского». Монастырский комплекс представлен довольно подробно. Главные сооружения — храмы, колокольня, жилые здания и служебные постройки, крепостные стены и башни — сопровождаются киноварными надписями. Киноварью называют краску из одноименного минерала.
Особую ценность представляют изображения несохранившихся зданий, например деревянной оружейной палаты и каменной кузницы. На иконе изображен и ныне утраченный деревянный царский дворец, срубленный при Иване Грозном, но перестроенный после осады монастыря.
Все сооружения воспроизведены точно как по топографии относительно друг друга, так и по особенностям их архитектуры. Подчеркнута специфика материала, из которого они возведены: небеленый или же покрытый известковым раствором кирпич, дерево; виды и типы кровельных покрытий монастырских построек. Точно изображены крепостные стены и башни с воротами, включая примыкавший к монастырю с запада Пивной двор.
Подобных икон с видом Троице-Сергиева монастыря XVII века известно лишь три. Этот экспонат подарил монастырю профессор Александр Горский. Из монастыря икона поступила в музей в 1920-е годы.