Представленное в экспозиции произведение Петра Гавриловича Кипарисова — авторское повторение его дипломной работы, защищенной в 1955 году в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, а оригинал находится в постоянной экспозиции Научно-исследовательского музея Академии художеств России.
Сюжетную канву картины художнику помог найти счастливый случай из жизни. Однажды его пригласили в дом одного знакомого, жителя маленького чувашского селения в Сибири. Его усадили под иконами как почетного гостя, и через некоторое время дом заполнился пожилыми и молодыми женщинами, девушками. Одетые в белые платья с национальными узорами, все расселись по лавкам и запели песни, в которых отражалась нелегкая судьба чувашского народа. У художника возникло огромное желание переложить все увиденное и услышанное на язык живописи, попытаться выразить на холсте самую духовную суть чувашской песни. Так был написан первый эскиз картины. Позднее в композиции появился и классик чувашской поэзии Константин Иванов.
Художник вспоминал, что во время работы над эскизами он оклеил обоями уголок своей мастерской и расписал их «под бревенчатую стену». На этом фоне писал натурщиц в национальной одежде и нужной позе. Однако, не добившись убедительной материальности деревянных стен, он выполнил целую серию работ с натуры, каждая из которых затем имела самостоятельное художественное значение.
Выделялись два выразительных эскиза картины — «Девочка с люлькой» и «Слепая старушка», множество рисунков («К. Иванов и ребенок», «Пряха»).
Картина выделяется своей теплотой, духовной наполненностью и живописно-пластическими достоинствами. Мастерски, с соблюдением высоких требований академической школы, решена композиция в интерьере, включающая десять персонажей — людей разных возрастов, неповторимых характеров и образов, — а также нехитрую крестьянскую мебель, предметы быта, домашнюю утварь.
Смысловой центр полотна — фигура Константина Иванова, который занимает место почетного гостя. Печальное лицо Константина Иванова, освещенное мягким солнечным светом, пронизано глубокой мыслью. Возможно, именно в этот момент и задумана была поэма «Нарспи».
Сюжетную канву картины художнику помог найти счастливый случай из жизни. Однажды его пригласили в дом одного знакомого, жителя маленького чувашского селения в Сибири. Его усадили под иконами как почетного гостя, и через некоторое время дом заполнился пожилыми и молодыми женщинами, девушками. Одетые в белые платья с национальными узорами, все расселись по лавкам и запели песни, в которых отражалась нелегкая судьба чувашского народа. У художника возникло огромное желание переложить все увиденное и услышанное на язык живописи, попытаться выразить на холсте самую духовную суть чувашской песни. Так был написан первый эскиз картины. Позднее в композиции появился и классик чувашской поэзии Константин Иванов.
Художник вспоминал, что во время работы над эскизами он оклеил обоями уголок своей мастерской и расписал их «под бревенчатую стену». На этом фоне писал натурщиц в национальной одежде и нужной позе. Однако, не добившись убедительной материальности деревянных стен, он выполнил целую серию работ с натуры, каждая из которых затем имела самостоятельное художественное значение.
Выделялись два выразительных эскиза картины — «Девочка с люлькой» и «Слепая старушка», множество рисунков («К. Иванов и ребенок», «Пряха»).
Картина выделяется своей теплотой, духовной наполненностью и живописно-пластическими достоинствами. Мастерски, с соблюдением высоких требований академической школы, решена композиция в интерьере, включающая десять персонажей — людей разных возрастов, неповторимых характеров и образов, — а также нехитрую крестьянскую мебель, предметы быта, домашнюю утварь.
Смысловой центр полотна — фигура Константина Иванова, который занимает место почетного гостя. Печальное лицо Константина Иванова, освещенное мягким солнечным светом, пронизано глубокой мыслью. Возможно, именно в этот момент и задумана была поэма «Нарспи».