Судьба уроженца Удмуртии Петра Васильевича Павлова тесно связана с Чувашией. Здесь по окончании института имени Сурикова он работал в мастерских художественного фонда, преподавал на художественно-графическом факультете Чебоксарского государственного педагогического института, в Чебоксарском художественном училище. Здесь же написал свои самые известные произведения, посвященные истории страны и современности, отличающиеся композиционным совершенством, глубоким образным и цветовым строем. Среди них «Земля», «Красные пахари», «Похороны коммунара» и другие масштабные тематические полотна.
Пробуждению интереса Петра Васильевича к портретному жанру способствовала культурная традиция, которая прочно сложилась в Чувашии в 1970-е годы. Портрет занимал видное место в искусстве, и почти все ведущие художники — от старейшин чувашской живописи до сверстников автора — всегда уделяли особое внимание портретному искусству. Социальный круг портретируемых в живописи художника довольно широк. Это люди творческого, интеллектуального труда, современной интеллигентной городской среды. В их образах автор стремился показать сложную работу человеческой мысли, внутреннюю сосредоточенность, духовное богатство человека, выявлял эмоциональные полутона, неуловимо-тонкие переходы изменчивого внутреннего состояния, сложное единство противоречивых чувств, неоднозначность образных характеристик.
К одним из таких произведений относится и «Портрет композитора Виктора Ходяшева». Он отличается сдержанностью и лаконизмом, в композиции скупой отбор только самых необходимых для образной характеристики деталей. Это портрет-картина, в которой четко подобраны помогающие создавать образ человека предметы: длинный черный рояль с белым рядом ждущих прикосновения рук музыканта клавиш, нотная тетрадь в руках за спиной. Обстановка вокруг и предметы помогают раскрытию образа портретируемого, но ни в коем случае не оттягивают на себя внимание, не подменяют своим множеством того, что важно в портрете, — человеческого лица. В характере композитора чувствуется некая недосказанность и неопределенность. За внешней сдержанностью можно увидеть как жесткость, так и тихий, медлительный нрав.
Пробуждению интереса Петра Васильевича к портретному жанру способствовала культурная традиция, которая прочно сложилась в Чувашии в 1970-е годы. Портрет занимал видное место в искусстве, и почти все ведущие художники — от старейшин чувашской живописи до сверстников автора — всегда уделяли особое внимание портретному искусству. Социальный круг портретируемых в живописи художника довольно широк. Это люди творческого, интеллектуального труда, современной интеллигентной городской среды. В их образах автор стремился показать сложную работу человеческой мысли, внутреннюю сосредоточенность, духовное богатство человека, выявлял эмоциональные полутона, неуловимо-тонкие переходы изменчивого внутреннего состояния, сложное единство противоречивых чувств, неоднозначность образных характеристик.
К одним из таких произведений относится и «Портрет композитора Виктора Ходяшева». Он отличается сдержанностью и лаконизмом, в композиции скупой отбор только самых необходимых для образной характеристики деталей. Это портрет-картина, в которой четко подобраны помогающие создавать образ человека предметы: длинный черный рояль с белым рядом ждущих прикосновения рук музыканта клавиш, нотная тетрадь в руках за спиной. Обстановка вокруг и предметы помогают раскрытию образа портретируемого, но ни в коем случае не оттягивают на себя внимание, не подменяют своим множеством того, что важно в портрете, — человеческого лица. В характере композитора чувствуется некая недосказанность и неопределенность. За внешней сдержанностью можно увидеть как жесткость, так и тихий, медлительный нрав.