Представленная в экспозиции картина отражает известный исторический факт: когда Александр Сергеевич Пушкин задумал книгу о пугачевском восстании, он выехал по местам этого выступления в Поволжье и Оренбуржье для сбора документальных материалов и свидетельств очевидцев о событиях. По пути из Нижнего Новгорода в Казань Пушкин, чтобы сменить лошадей, остановился в Чебоксарах. Ночь застала его у деревни Исмели (сейчас село Октябрьское Мариинско-Посадского района), на другое утро он доехал до Услона, переправился через Волгу в Казань, из Казани попал в Симбирск и оттуда в Оренбург.
По заверениям очевидцев, в Исмели поэт встретил у колодца девушку-чувашку и был заворожен ее статью и красотой. Своеобразен колорит картины с богато и разнообразно разработанным зеленым цветом: зелень дуба, замшелое дерево старых построек, свежесть травы и серебристость ветел на тихой деревенской улице. Психологически верно решен сам образ Пушкина: очень правдиво передано охватившее его внезапно волнение от очаровательного девичьего лица, его радостное изумление и словно продолжающееся движение. Он выпрыгнул из коляски и увидел у колодца юную чувашку в серебряном уборе, красочно вышитом одеянии, с дубовыми ведрами на плечах, с горделиво выгнутым под их тяжестью станом, на его восхищенное восклицание оглянулся и ямщик. Персонажи полотна как бы противопоставлены друг другу: Пушкин — девушка, группа у коляски — группа у колодца, а между ними хозяин двора, распахивающий перед приезжими ворота, даль деревенской улицы, по которой проехала коляска.
В сюжете удачно найдена связь прошлого, настоящего и будущего. Выбран момент, который позволяет мысленно представить то, что предшествовало этой встрече и что будет после нее. Момент, рождающий раздумья о материальной бедности народа и убеждение в его духовном богатстве, в том, что никогда не умирали гордая душа и стремление к красоте в трудолюбивом народе, достойно хранившем свои национальные традиции. В этом полотне Никита Сверчков умело и правдиво раскрыл историческое прошлое своего народа во времени.
По заверениям очевидцев, в Исмели поэт встретил у колодца девушку-чувашку и был заворожен ее статью и красотой. Своеобразен колорит картины с богато и разнообразно разработанным зеленым цветом: зелень дуба, замшелое дерево старых построек, свежесть травы и серебристость ветел на тихой деревенской улице. Психологически верно решен сам образ Пушкина: очень правдиво передано охватившее его внезапно волнение от очаровательного девичьего лица, его радостное изумление и словно продолжающееся движение. Он выпрыгнул из коляски и увидел у колодца юную чувашку в серебряном уборе, красочно вышитом одеянии, с дубовыми ведрами на плечах, с горделиво выгнутым под их тяжестью станом, на его восхищенное восклицание оглянулся и ямщик. Персонажи полотна как бы противопоставлены друг другу: Пушкин — девушка, группа у коляски — группа у колодца, а между ними хозяин двора, распахивающий перед приезжими ворота, даль деревенской улицы, по которой проехала коляска.
В сюжете удачно найдена связь прошлого, настоящего и будущего. Выбран момент, который позволяет мысленно представить то, что предшествовало этой встрече и что будет после нее. Момент, рождающий раздумья о материальной бедности народа и убеждение в его духовном богатстве, в том, что никогда не умирали гордая душа и стремление к красоте в трудолюбивом народе, достойно хранившем свои национальные традиции. В этом полотне Никита Сверчков умело и правдиво раскрыл историческое прошлое своего народа во времени.