Никита Кузьмич Сверчков — один из основоположников профессионального изобразительного искусства в Чувашии. Художник родился в 1891 году в селе Яншихово-Норваши Казанской губернии. Окончил Казанскую художественную школу, где его учителем был Николай Иванович Фешин. В 1912 году поступил учиться в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, в мастерскую профессора Дмитрия Николаевича Кардовского.
Картина «Чувашская свадьба» — «хоровое», многофигурное произведение, посвященное кульминационному моменту события, когда невеста, расставаясь с родителями и родным очагом, поет по ритуалу прощальную песню. Целый ряд эскизов свидетельствует, как упорно искал автор наиболее выразительную композицию, стремясь сделать образ невесты центром картины и в то же время показать все своеобразие чувашской свадьбы, всю многоликость свадебных гостей. И это в конце концов ему удалось. Круговая композиция позволяет в определенной последовательности обозреть все пространство холста.
Чувашская свадьба по традиции длилась в течение нескольких дней. Начиналась она практически одновременно в доме жениха и в доме невесты. Перед нами двор родителей невесты — богатый, со множеством надворных построек. Невеста, прощаясь со своими близкими, отцом и матерью, поет грустную песню и подносит им ковш с ритуальным пивом, куда они, в свою очередь, кладут серебряную монету или небольшое серебряное украшение, которые после свадьбы будут принадлежать невесте. В центре композиции за свадебным столом восседают самые уважаемые члены сельской общины. На столе в основном ритуальные блюда, символизирующие изобилие и плодородие: хлеб, каша, яйца, из напитков — самогон, «эрех», и специально сваренное пиво. Для остальных гостей бочку пива выкатили к воротам. На ней, чтобы удобнее было угощаться, висят деревянные ковши. Справа сваха и сват пляшут и поют прибаутки, расхваливая молодых, родственники снуют среди поезжан, разнося угощение и пиво. Сидят на заборе, как воробьи, вездесущие ребятишки. Вдали клубится пыль свадебного поезда жениха, едущего за невестой.
Художник с большой теплотой изображает красоту вышитых нарядов, мерцание серебряных украшений, блеск солнца, зелень травы и окружающих двор деревьев, двухэтажные амбары, резные ворота. Но вся эта красочность прикрывает трезвый материальный расчет: свадьба в начале XX века еще служит скорее формой устройства хозяйственных дел, нежели оформлением отношений двух влюбленных.
Картина «Чувашская свадьба» — «хоровое», многофигурное произведение, посвященное кульминационному моменту события, когда невеста, расставаясь с родителями и родным очагом, поет по ритуалу прощальную песню. Целый ряд эскизов свидетельствует, как упорно искал автор наиболее выразительную композицию, стремясь сделать образ невесты центром картины и в то же время показать все своеобразие чувашской свадьбы, всю многоликость свадебных гостей. И это в конце концов ему удалось. Круговая композиция позволяет в определенной последовательности обозреть все пространство холста.
Чувашская свадьба по традиции длилась в течение нескольких дней. Начиналась она практически одновременно в доме жениха и в доме невесты. Перед нами двор родителей невесты — богатый, со множеством надворных построек. Невеста, прощаясь со своими близкими, отцом и матерью, поет грустную песню и подносит им ковш с ритуальным пивом, куда они, в свою очередь, кладут серебряную монету или небольшое серебряное украшение, которые после свадьбы будут принадлежать невесте. В центре композиции за свадебным столом восседают самые уважаемые члены сельской общины. На столе в основном ритуальные блюда, символизирующие изобилие и плодородие: хлеб, каша, яйца, из напитков — самогон, «эрех», и специально сваренное пиво. Для остальных гостей бочку пива выкатили к воротам. На ней, чтобы удобнее было угощаться, висят деревянные ковши. Справа сваха и сват пляшут и поют прибаутки, расхваливая молодых, родственники снуют среди поезжан, разнося угощение и пиво. Сидят на заборе, как воробьи, вездесущие ребятишки. Вдали клубится пыль свадебного поезда жениха, едущего за невестой.
Художник с большой теплотой изображает красоту вышитых нарядов, мерцание серебряных украшений, блеск солнца, зелень травы и окружающих двор деревьев, двухэтажные амбары, резные ворота. Но вся эта красочность прикрывает трезвый материальный расчет: свадьба в начале XX века еще служит скорее формой устройства хозяйственных дел, нежели оформлением отношений двух влюбленных.