Борис Белоусов — значительная фигура в чувашском искусстве. Родился в селе Чуварлеи Алатырского района в 1924 году. На лучших своих картинах художник изобразил Чебоксары и Волгу.
С детских лет он тянулся к искусству, но, лишь пройдя трудные дороги Великой Отечественной войны, только в 23 года поступил в Чебоксарское художественное училище. Учителями Белоусова были известные художники-педагоги: Никита Кузьмич Сверчков, Василий Степанович Гурин, Розалия Михайловна Ермолаева. Уже тогда он поражал наставников и студентов тонкостью цвета и трудолюбием. Успешно окончив училище, Борис Белоусов дважды поступал в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, но принят не был.
Вернувшись в Чебоксары, Белоусов с головой ушел в живопись и работал в творческих мастерских Художественного фонда. Во второй половине 1960-х годов произошел расцвет его творчества. Не поддаваясь влиянию новых направлений современного искусства, в том числе «сурового стиля», он целеустремленно работал на пленэре над сериями этюдов для больших панорамных картин.
Картина «Ледоход на Волге» написана в 1969 году. В те годы исторический центр Чебоксар еще сохранил дыхание патриархальной старины. Белоусов с живописной роскошью изобразил гладь реки, разлившейся до древних улочек, изб и купеческих зданий. Ясно выстроенная композиция картины дает монументальный охват большого пространства — от ближнего берега с льдинами и людьми у лодки до грузового причала, пристани и дальше, до розовеющих соборов и колоколен на горе. В этом полотне мастер органично соединил традиции реалистического пейзажа, русской пленэрной живописи и русского импрессионизма.
Сегодня это полотно ценно еще и тем, что дает представление об облике Чебоксар до строительства ГЭС. В этом месте в Волгу впадала Чебоксарка, реки, ежегодно разливаясь, подтапливали домики рыбацкой и цыганской слободы, и эти домики с живописно развешанным на просушку бельем уходили под воду по самые крыши. На картине хорошо видны строения на территории мужского монастыря: два одноэтажных здания — Толгская церковь, розовое с белой полосой — Троицкий собор, с куполом — надвратная церковь Феодора Стратилата, а желтое здание чуть левее — дом Соловцова, памятник архитектуры XVIII века, где ныне располагается Чебоксарское художественное училище.
С детских лет он тянулся к искусству, но, лишь пройдя трудные дороги Великой Отечественной войны, только в 23 года поступил в Чебоксарское художественное училище. Учителями Белоусова были известные художники-педагоги: Никита Кузьмич Сверчков, Василий Степанович Гурин, Розалия Михайловна Ермолаева. Уже тогда он поражал наставников и студентов тонкостью цвета и трудолюбием. Успешно окончив училище, Борис Белоусов дважды поступал в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, но принят не был.
Вернувшись в Чебоксары, Белоусов с головой ушел в живопись и работал в творческих мастерских Художественного фонда. Во второй половине 1960-х годов произошел расцвет его творчества. Не поддаваясь влиянию новых направлений современного искусства, в том числе «сурового стиля», он целеустремленно работал на пленэре над сериями этюдов для больших панорамных картин.
Картина «Ледоход на Волге» написана в 1969 году. В те годы исторический центр Чебоксар еще сохранил дыхание патриархальной старины. Белоусов с живописной роскошью изобразил гладь реки, разлившейся до древних улочек, изб и купеческих зданий. Ясно выстроенная композиция картины дает монументальный охват большого пространства — от ближнего берега с льдинами и людьми у лодки до грузового причала, пристани и дальше, до розовеющих соборов и колоколен на горе. В этом полотне мастер органично соединил традиции реалистического пейзажа, русской пленэрной живописи и русского импрессионизма.
Сегодня это полотно ценно еще и тем, что дает представление об облике Чебоксар до строительства ГЭС. В этом месте в Волгу впадала Чебоксарка, реки, ежегодно разливаясь, подтапливали домики рыбацкой и цыганской слободы, и эти домики с живописно развешанным на просушку бельем уходили под воду по самые крыши. На картине хорошо видны строения на территории мужского монастыря: два одноэтажных здания — Толгская церковь, розовое с белой полосой — Троицкий собор, с куполом — надвратная церковь Феодора Стратилата, а желтое здание чуть левее — дом Соловцова, памятник архитектуры XVIII века, где ныне располагается Чебоксарское художественное училище.