Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Крестьянская жизнь: от рождения до тризны»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пресница (Прялка)

Время создания
1900
Размер
85x25x57 см
Техника
дерево, краска; столярная работа, резьба декоративная трехгранно-выемчатая, окрашивание
0
Открыть в приложении
#18

Пряла белый лён по ниточке,

Стоял парень у калиточки,

Стоял парень у калитки молодой:

Ты напой меня, красавица, водой.

Экая писня на ум-от пала.
#19

Бают: «Прялка не бог, а работу даёт». А ещё говорили: «У ленивой-то пряхи и про себя нет рубахи».


Пресницы, они ведь как люди: все разные. Дак що говорить: бог деревья в лесу не уравнял, а тут – пресницы. Мне дак больше глянутся из корня елового, из целой-то кокорины: не пресница – вековина! В досюльны-те времена мастер за прялку рубаху новую получал, а уж за вырезку узоров на прялке – невесту, ага!


Девка, котора престь да ткать умеет, самолучшая считалась. Сядут на вечерушках-то в избе, которая повольняе, поболе изба-та, вот прядут да поют. Ну, про робят, конечно, поют-то:

#23

Я куделюшку напряла и другую нацяла,

Всех хороших розобрали, нам остались цюцела.

#22

Ой, хохочут девки-то. А парни, которы на вечерушки-то придут, те тожо не отстают:

#21

Ты предись, предись, куделюшка, предись и не ленись,

Нацяла гулять с робятами – народу не стыдись.

#20

Ну, наверно, много про пресницу-то набаела – боле всё.

#5

Прялка (по-местному, пря́сница, пре́сница) — приспособление для ручного прядения. Прясть (пре́сничать) должна была уметь в старину каждая женщина. Учились прясть ещё лет с семи–восьми, так как девушка к замужеству должна была сама подготовить себе многочисленное приданое, а в дальнейшем обшивать всю семью.

#6

Крестьяне одевались, за малым исключением, в одежду своего производства. В домашнем хозяйстве использовались разнообразные домотканые изделия. Всё это необходимое рукоделие требовало огромного количества выпряденных нитей.

#7

Поэтому прялка занимала особое место в крестьянском быту. В ней скрестились разные стороны народной жизни: это и орудие труда, служившее женщине с детства до старости, и украшение деревенских посиделок, и свадебный подарок.

#8

На Устье встречаются две разновидности прялок, различающиеся технологией изготовления. Первая — полностью цельная, сделанная из нижней части ствола хвойного дерева с утолщённым изогнутым корнем. Вторая разновидность — столярного производства, со стойкой, крепящейся к сиденью на шип.

#9

С внешней стороны лопасть и стойка прялки на Устье нередко украшались резьбой и росписью. Широко использовались и так называемые «белые» прялки, то есть ничем не украшенные.

#10

Резные прялки местных мастеров отличались самобытностью и высокой художественной ценностью. Одна только экспедиция Государственного Русского музея в летние сезоны 1967 и 1969 гг. приобрела более 120 произведений устьянских резчиков. По форме они принадлежали к самому распространенному на Русском Севере типу прялок-«лопат». Вырубались они из ели, реже из сосны. Широкие прямоугольные лопасти этих прялок с их фигурными ножками украшались трёхгранно-выемчатой резьбой, крупными мотивами геометрического орнамента, порой дополненного схематичными изображениями веток, цветущих кустов, фигурками коней, рыб. Резьба наносилась остро отточенным ножом, предварительная прорисовка контуров розеток, кругов процарапывалась с помощью циркуля.

#11

В нашей удалённой от городов местности не было чётко выраженного промысла, ориентированного на рынок или сосредоточенного в каком-либо селении. Прялки изготовлялись в основном для своих родственников мастерами, занимавшимися резьбой по дереву в более широком смысле, например вырезавшими украшения (наличники, приче́лины, о́хлупнии и другое) для деревенских домов.

#12

На прялках устьянских мастеров не наблюдается какой-либо заметной тенденции к канонизации определенной найденной композиции узора. Декор собранных на ограниченной территории предметов почти не повторяется, поражает импровизационная легкость, с которой каждый мастер размещал фигуры орнамента на лопасти прялки, единственной в своём роде.

#13
Резное украшение на устьянской прялке называлось «вы́резка«.
#14
Существовал устойчивый и древний по истокам обычай дарить резную прялку в дом невесты. Так во многих деревнях Минского, Ростовского и Дмитриевского сельсоветов участникам экспедиции приходилось слышать стереотипную фразу о том, что мастер за изготовление прялки получал рубаху, а за вы́резку, т. е. за ее украшение, — невесту. Резным прялкам в свадебном обряде отводилась особая роль. Дарение резной прялки девушке было не только знаком внимания со стороны молодого мастера, но и началом сватовства. Облюбовав девушку, окончательно решив засылать сватов, парень должен был, прежде всего, подарить самую нарядную, обязательно резную прялку. При вручении подарка прялка девушки, также резная и не менее нарядная, должна быть сломанной. Парень раскалывал лопасть или отламывал донце прялки. Такой «сговор» считался наиболее прочным. Отступление от него приводило к драмам, а порой и к гибели жениха или невесты. 

Мальцев Н.В. Народное искусство устьянских волостей / Устьянская земля. 2009

#15

В деревнях, близких к Благовещенской ярмарке, и в крупных торговых селах в начале XX века этот обычай стал вытесняться тем, что жених вместо резной прялки должен был подарить невесте более яркую, расписную прялку, купленную на ярмарке или привезённую с Северной Двины.

#16

Большинство расписных прялок, находящихся на хранении в нашем музее, относятся к предметам шенкурской, или важской, росписи, были изготовлены мастерами, жившими на берегах Ваги. Но была и местная, устьянская разновидность этого стиля. Мотивы устьянской росписи — крупные цветы на вертикальной ветке — сходны с важскими изображениями, однако роспись устьянские мастера выполняли в размашистой живописной манере и только масляными красками.

#17
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пресница (Прялка)

Время создания
1900
Размер
85x25x57 см
Техника
дерево, краска; столярная работа, резьба декоративная трехгранно-выемчатая, окрашивание
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%