Медный складень-иконостас «Святой Николай Чудотворец Можайский» изготовили в XVIII или XIX веке. Этот религиозный предмет создали с двумя закрывающимися прямоугольными створками на средник — центральную прямоугольную иконку с навершием. Створки выполнили в половину ширины средника, для складня изготовили петлевидные крепления.
Изображения медного трехстворчатого складня — выпуклые, барельефные, их создали в технике гравировки. На среднике мастер разместил образ Николая Чудотворца Можайского с мечом в правой руке и храмом — в левой. По обеим сторонам от головы святого автор предмета выполнил изображения Иисуса Христа и Богоматери.
Поле складня было украшено растительным орнаментом в виде цветочных побегов. На правой и левой створке можно различить изображения евангельских сюжетов «Сошествие в ад» и «Вознесение», в навершии — изображение двух херувимов по краям, а в центре — Троицы Ветхозаветной, над ней — Спас Нерукотворный.
На складне частично сохранилась синяя и белая эмаль, при этом произошло потемнение металла, проявились неровности на обратной стороне и патина. Белый цвет эмали символизировал чистоту, святость и невинность души, это цвет преображенного Христа, цвет ангельских одежд. Голубым цветом эмали мастера подчеркивали желание совершения покаяния, соблюдения целомудрия.
На левой створке были произведены выпилы штырей во всех четырех углах, верхний левый из них был обломан, что говорит о вероятной реставрации складня либо о том, что автор потерпел неудачу при выполнении работы и таким образом исправил ошибку.
Литая мелкая пластика из меди была известна на Руси с XI столетия, она была распространена на протяжении всего Средневековья. В конце XVII — начале XVIII века эта техника получила широкое развитие, вытеснив резную пластику из камня, кости, дерева. Такая пластика не выходила из обихода до начала XX века.
Чаще всего исследователям встречались литые иконы
Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. Иконография Николая
Чудотворца представляет собой образы с Евангелием, которое изображается как
закрытым, так и раскрытым, а также в рост с храмом и мечом в руках, как в
данном изделии.