Алапаевский художник Павел Устюгов родился в поселке Верхняя Синячиха Свердловской области в 1922 году. Он прошел всю Великую Отечественную войну: до 1942 года в составе аэросанного батальона воевал под Петрозаводском, а после выучился в школе танкистов и дошел с боями до Венгрии. Устюгов был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В зрелые годы Павел Устюгов все свободное время уделял живописи, писал картины в историческом жанре. Художник, чьи предки пришли на Урал из Великого Устюга еще в XVII веке, стремился сохранить память о своем роде и об истории освоения Урала. На одной из картин, посвященной строительству торгового Ирбитского тракта, он изобразил столкновение вогулов — местного коренного населения — со строителями дороги, соединявшей Ирбит с Верхотурьем. Именно этот путь прокладывал один из предков Устюгова.
Картина «Стойбище ясачных вогул на речке Синячихе» посвящена непосредственно быту вогулов — так русские переселенцы в старину называли манси, один из коренных народов Урала. Ясачными они были, поскольку платили государственный налог — ясак. Его отдавали шкурками соболей, лисиц, куниц и прочих промысловых зверей.
Основными занятиями вогулов, а также источником их пищи и заработка были охота, рыболовство, сбор ягод и грибов, оленеводство. Кроме оленей, манси разводили лошадей и домашнюю птицу. В XVIII–XIX веках вогулы часто приезжали на Ирбитскую ярмарку, где обменивали добытую пушнину, рыбу и орехи на русские ткани, муку, крупу.
Это сходство с фотографией Устюгов подчеркивает обрезанной композицией, в которую не вошли верхушки сосен, висящие шкуры, уходящий вверх дым от костра.
В зрелые годы Павел Устюгов все свободное время уделял живописи, писал картины в историческом жанре. Художник, чьи предки пришли на Урал из Великого Устюга еще в XVII веке, стремился сохранить память о своем роде и об истории освоения Урала. На одной из картин, посвященной строительству торгового Ирбитского тракта, он изобразил столкновение вогулов — местного коренного населения — со строителями дороги, соединявшей Ирбит с Верхотурьем. Именно этот путь прокладывал один из предков Устюгова.
Картина «Стойбище ясачных вогул на речке Синячихе» посвящена непосредственно быту вогулов — так русские переселенцы в старину называли манси, один из коренных народов Урала. Ясачными они были, поскольку платили государственный налог — ясак. Его отдавали шкурками соболей, лисиц, куниц и прочих промысловых зверей.
Основными занятиями вогулов, а также источником их пищи и заработка были охота, рыболовство, сбор ягод и грибов, оленеводство. Кроме оленей, манси разводили лошадей и домашнюю птицу. В XVIII–XIX веках вогулы часто приезжали на Ирбитскую ярмарку, где обменивали добытую пушнину, рыбу и орехи на русские ткани, муку, крупу.
На заднем плане картины Устюгов изобразил два чума. Это традиционное мансийское жилье конической формы составляли из прочных жердей и в зависимости от времени года покрывали корой или шкурами.
Художник использовал контрастную цветовую палитру с желто-красными и насыщенными синими тонами.
Художник использовал контрастную цветовую палитру с желто-красными и насыщенными синими тонами.
Они придают картине энергию. Направленные прямо на зрителя взгляды персонажей добавляют ощущение реальности происходящего: картина похожа на выхваченный из жизни случайный кадр.
Это сходство с фотографией Устюгов подчеркивает обрезанной композицией, в которую не вошли верхушки сосен, висящие шкуры, уходящий вверх дым от костра.