Обычай бинтовать ноги девушкам в Китае возник в начале X века и практиковался вплоть до начала XX века. Эталоном женской красоты в Китае считалась крохотная ножка, по форме напоминающая лотос или маленький полумесяц. Идеальная ступня китайской девушки не должна была превышать 7–10 сантиметров в длину. Именно такие ножки назывались «золотыми лотосами».
Маленьким китаянкам приходилось пройти через ритуал перевязывания ножек, чтобы стать обладательницей миниатюрных туфелек. Это тот самый случай, когда красота требовала неимоверных жертв. Сначала стопу девочки в пять лет ломали, затем полосками материи перевязывали ступни таким образом, что нога со временем переставала расти и деформировалась, становилась миниатюрной и напоминала формой цветок лотоса.
Неслучайно крохотные ступни сравнивали с цветком лотоса или лилии: в китайской культуре этот цветок занимал особое место, символизируя чистоту, мир, гармонию и целомудрие.
Туфельки-«лотосы», которые столетия назад носили китаянки, — настоящие произведения искусства, поражающие своими крошечными размерами и изяществом.
Женщины сами шили себе туфельки, обучаясь этому искусству с детства, используя хлопчатобумажную или шелковую ткань, украшая их вышитыми изображениями цветов и птиц. Их носки имели коническую форму, иногда они имели каблуки или клинообразные подошвы, благодаря чему нога казалась еще меньше.
Размеры лотосовой ножки были важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног. Родители жениха при знакомстве с невестой сначала спрашивали о стопе, а уж затем обращали внимание на лицо.