Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Труд и быт коренного населения»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Веретено

Время создания
начало XX века
Место создания
Российская империя, Томская губерния
Размер
46x3x5 см
Техника
дерево, вытачивание на токарном станке
0
Открыть в приложении
#2

Вплоть до первой половины XX века у шорского народа в Кемеровской области бытовало крапивное и конопляное ткачество. Осенью коноплю вырывали с корнем, собирали в снопы и высушивали в крытом помещении, обмолачивали с помощью палок и веяли, чтобы очистить от костры. Высохшие стебли разламывали посередине, вручную сдирали с них остатки волокон и связывали в пучки (эта работа получила название кендир сойорага, то есть «обдирание конопли»).

Чтобы срастить волокна в нить, их концы смачивали слюной, размягчали зубами и слегка подкручивали указательным пальцем. Нить сматывали в круглую трубочку и убирали в коробку из бересты. Процесс «соединения конопли» называли кендир уланна.

Следующим этапом было прядение, для чего использовалось веретено (аик, или иик). Это приспособление для наматывания нити вытачивали из цельного куска дерева, чаще — черемухи. Стержень (гладкая, круглая в сечении палочка) конусовидной формы оканчивался «бородкой». На нижнем конце палочки делали косой разрез для фиксации нити.

Между стержнем и бородкой обычно вытачивали цельное пряслице (аик-пажи, орчикпажи). Этот диск, плоский с одной стороны и выпуклый с другой, с круглым отверстием в середине выполнял роль маховика, обеспечивая сильное и равномерное вращение веретена.

Веретено приводили в движение правой рукой, в то же время левой придерживая нитку, закручивающуюся слева направо. Работа прядильщиц была тяжелой и монотонной: приходилось многократно вытягивать, скручивать и наматывать нити. Руки при этом быстро уставали, и производительность труда была достаточно низкой. В процессе прядения соединенные волокна пропускали сквозь крюк или кольцо, закрепленные на стенке или на потолке.

В отличие от русских мастериц, шорские не сматывали нитки в клубки. Пряжу оставляли на веретенах, а оттуда перематывали сразу в основу (моток) на колья, вбитые в стену дома. Окружность такой основы достигала 12 аршин (около 8,5 метров).

Готовую и собранную основу белили: два-три дня варили в котле с водой и золой из березовой или осиновой коры, а затем промывали проточной речной водой.

Полотно из кендыря использовали как для пошива одежды, так и для различных хозяйственных нужд.
#4
Веретено
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Веретено

Время создания
начало XX века
Место создания
Российская империя, Томская губерния
Размер
46x3x5 см
Техника
дерево, вытачивание на токарном станке
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%