В 1945 году Дейнека был командирован в Берлин, где, пробуя себя в новой роли документалиста, выполнил серию акварелей. Наиболее выразительна среди них — «Берлин. Музей Фридриха».
Победный май, долгожданное завершение войны, руины поверженного города — художник фиксирует этот момент с пристальным вниманием к деталям и острой художественной точностью.
На листе изображен знаменитый музей Фридриха, один из символов немецкой культуры, теперь разрушенный, искалеченный войной, но все еще сохраняющий строгое величие своей архитектуры. В развалинах видны следы недавнего сражения: покорёженная зенитная установка, перевернутые телеги, обломки колонн. Это не просто документальный взгляд на разрушенный город — это размышление о хрупкости цивилизации.
Но среди осколков войны звучит и другой ритм — человеческий. Маленькая фигурка женщины с тачкой пробирается сквозь руины, напоминая, что жизнь продолжается. Дейнека оставляет место для надежды, для возрождения, для движения вперёд.
Акварельная техника придаёт работе особую прозрачность и лёгкость, которая контрастирует с трагическим мотивом изображения. Размытые, мягкие переходы цвета словно стирают границы между прошлым и настоящим, между некогда величественной архитектурой и её осколками.
Тепло-охристые и серые тона создают ощущение пыли, осевшей на камне, в то время как тонкие, графичные линии колоннады удерживают хрупкий порядок среди хаоса разрушений. Свет ложится ровно, без резких контрастов, будто поглощая боль разрушенного города, приглушая её в тишине послевоенного времени.