В 1921 году Александр Дейнека становится студентом Московских высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и учится у выдающегося мастера гравюры и теоретика искусства Владимира Фаворского, под значительным влиянием которого сформировались его основные выразительные приемы:
У табельной. Донбасс
- композиционная цельность — умение выстраивать картину как единую структуру, в которой каждая деталь подчинена общей ритмической организации;
- динамика и ритм;
- пластическая выразительность силуэта;
- пространственное мышление;
- графическая дисциплина — четкость линий, конструктивность форм, внимание к композиционному балансу.
Фаворский был приверженцем анализирующего взгляда на форму, что повлияло на Дейнеку, научив его видеть взаимосвязь элементов, их ритм и логику построения.
В воспоминаниях Дейнека отмечает то, что было для него самым важным в курсе Фаворского, — «серьезную работу над формой, композицией».
Именно в этом направлении и будет развиваться начинающий художник.
Графика сыграла ключевую роль в формировании художественного метода Дейнеки. Именно в этом виде искусства художник формирует свой характерный стиль, основанный на лаконизме формы, выразительности силуэта и динамичности композиции. Художник вырабатывает основные приемы, которые впоследствии лягут в основу его живописных и монументальных произведений.
В 1924 году Дейнека был отправлен в командировку в Донбасс. Поездка пришлась на период индустриального возрождения региона после разрухи Гражданской войны. Художник наблюдал интенсивное восстановление шахт, напряжённую работу забойщиков в тесных подземных штреках, самоотверженный труд откатчиц, перевозивших уголь в тяжело нагруженных вагонетках. Эти сцены нашли отражение в серии его графических работ.
Сцена из шахтёрской жизни передана несколькими точными силуэтами. Дейнека схватывает движение, состояние, характер. Позы трех рабочих говорят больше слов: ожидание, усталость, привычка к тяжёлому труду. Композиция проста, но выразительна.
Тёмные фигуры кажутся вырезанными из пространства, словно печатные знаки. Контрасты, скупые линии, чёткость жестов — всё это делает сцену живой. Дейнека передаёт сам ритм шахтёрского быта.
Создание подобных рисунков и журнальных иллюстраций помогло художнику сформировать своего рода «рабочую библиотеку» сюжетов, которой он затем пользовался всю жизнь.
У табельной. Донбасс
