Блюдо для пасхального седера
Центральная Европа. XVIII в., не позднее 1769 г.
Олово; гравировка
Блюдо предназначено для сервировки трапезы, которая проводится в праздник Песах и называется седер (ивр.: порядок); полное название — седер Песах.
Обод блюда традиционно украшен рифмованным текстом с перечислением названий всех обрядов седера по порядку, а также зодиакальным кругом. Вероятно, появление этого орнаментального мотива на таких блюдах обусловлено влиянием иллюминированных рукописных книг с расчетами еврейского календаря, получивших широкое распространение в Европе с середины XVII в. В этих книгах зодиакальный круг изображался как символ годового цикла, на блюде для седера — как напоминание о заповеди, согласно которой месяц нисан, когда празднуется Песах, считается «первым из месяцев года» (Шмот / Исход 12.2).
На ободе блюда сверху выгравированы две буквы, возможно, инициалы владельца; внизу — медальон с изображением царя Давида, играющего на киноре, струнном инструменте, напоминающем арфу.
Слева на дне блюда изображен первосвященник Аарон, справа — законодатель Моше (Моисей); сверху в медальоне представлена сцена «Адам и Хава (Ева) у Древа познания добра и зла» — первый случай непослушания человека Богу, а внизу медальон с изображением Авраама, собравшегося принести в жертву Богу своего сына Ицхака (Исаака), как пример богобоязненности.
Вокруг дна выгравировано: «И хотя бы мы все были мудрецами, разумными старцами и сведущими в Торе, — нам завещано рассказывать об исходе из Египта». Рядом с этим изречением из «Пасхальной агады» помещены фигуры ее персонажей — «четырех сыновей», и медальоны с надписями: три — с благословениями Бога за повеления, связанные с порядком пасхальной трапезы: есть марор (горькую зелень), омывать руки, есть мацу (опресноки), четвертый — с владельческой надписью: «Самуил-Вольф, сын почтенного Пинхаса-Сегала из Глогау, кантор и резник-инспектор в святой общине Хам, год [5]529» (Глогау / Глогув — город в Силезии; Хам — город в Баварии; 5529 г. по еврейскому летоисчислению — 1769 г.).
Центральная Европа. XVIII в., не позднее 1769 г.
Олово; гравировка
Блюдо предназначено для сервировки трапезы, которая проводится в праздник Песах и называется седер (ивр.: порядок); полное название — седер Песах.
Обод блюда традиционно украшен рифмованным текстом с перечислением названий всех обрядов седера по порядку, а также зодиакальным кругом. Вероятно, появление этого орнаментального мотива на таких блюдах обусловлено влиянием иллюминированных рукописных книг с расчетами еврейского календаря, получивших широкое распространение в Европе с середины XVII в. В этих книгах зодиакальный круг изображался как символ годового цикла, на блюде для седера — как напоминание о заповеди, согласно которой месяц нисан, когда празднуется Песах, считается «первым из месяцев года» (Шмот / Исход 12.2).
На ободе блюда сверху выгравированы две буквы, возможно, инициалы владельца; внизу — медальон с изображением царя Давида, играющего на киноре, струнном инструменте, напоминающем арфу.
Слева на дне блюда изображен первосвященник Аарон, справа — законодатель Моше (Моисей); сверху в медальоне представлена сцена «Адам и Хава (Ева) у Древа познания добра и зла» — первый случай непослушания человека Богу, а внизу медальон с изображением Авраама, собравшегося принести в жертву Богу своего сына Ицхака (Исаака), как пример богобоязненности.
Вокруг дна выгравировано: «И хотя бы мы все были мудрецами, разумными старцами и сведущими в Торе, — нам завещано рассказывать об исходе из Египта». Рядом с этим изречением из «Пасхальной агады» помещены фигуры ее персонажей — «четырех сыновей», и медальоны с надписями: три — с благословениями Бога за повеления, связанные с порядком пасхальной трапезы: есть марор (горькую зелень), омывать руки, есть мацу (опресноки), четвертый — с владельческой надписью: «Самуил-Вольф, сын почтенного Пинхаса-Сегала из Глогау, кантор и резник-инспектор в святой общине Хам, год [5]529» (Глогау / Глогув — город в Силезии; Хам — город в Баварии; 5529 г. по еврейскому летоисчислению — 1769 г.).