#3
#2
Представленный на выставке фрагмент (спилок) Царских врат с правой частью сцены Благовещения был найден в сарае при Знаменской церкви в селе Ильинском Лихославльского района вместе с некоторыми более поздними произведениями. Однако известно, что первоначально он находился в церкви Архангела Михаила в селе Локотцы под Лихославлем. Хотя это лишь одна из шести композиций, составлявших створки Царских врат, она обладает большой художественной выразительностью и незаурядными живописными достоинствами.
Большой интерес представляют детали иконографии. Богоматерь изображена сидящей слева, ближе к фигуре явившегося к ней архангела Гавриила, находившейся на несохранившейся второй створке. Фигура Богоматери и сложный архитектурный фон восходят к классическим византийским образцам, но исполнены в упрощенной манере, свойственной посадским иконописцам.
Богородица представлена в развороте, передающем ее удивление от неожиданного явления и обращенных к ней слов архангела. Ладонь ее правой руки поднята и раскрыта на уровне груди, ноги опираются на развернутое под углом подножие. Красная нить в руках Марии — пряжа для новой завесы Иерусалимского храма, которую ей поручили сделать вместе с другими девами. Согласно Протоевангелию Иакова, рассказ которого дополняет текст Нового Завета, Марии выпало прясть пурпур и багрянец. В богослужебной поэзии красная нить стала символом «исткавшейся» в этот момент внутри Богоматери плоти Христа.
Согласно Евангелию от Луки, действие происходит в Назарете, в доме Иосифа и Марии. Здесь он изображен в виде полуфантастических палат, рисунок которых зачастую лишен конструктивной логики. Кровли на тонких колонках (кивории), мраморные колонны с капителями, арки и прямые перекрытия — повторяют греческую и римскую архитектуру. Нередко именно в сцене Благовещения изображались капители колонн с львиными мордами или человеческими ликами, имитирующими реальный архитектурный декор. Высказывалось предположение, что эта деталь отсылает к украшениям Иерусалимского храма Соломона. Здания подчеркнуто объемны, изображены под углом к зрителю, но их пространственное положение не подчиняется прямой перспективе, а составные части не стыкуются друг с другом. Такое свободное обращение с формой встречается в русской иконописи XVI века. Наклон правой палаты вторит движению фигуры Богоматери, усиливая динамику композиции.
Произведение отличается звучным, но гармоничным колоритом, в котором ведущую роль играет светлый голубой фон. Хотя земли, из которых происходит икона, исконно входили в Тверское княжество, в живописи памятника прослеживается влияние Ростова с его вниманием к деликатным цветовым отношениям.
Согласно Евангелию от Луки, действие происходит в Назарете, в доме Иосифа и Марии. Здесь он изображен в виде полуфантастических палат, рисунок которых зачастую лишен конструктивной логики. Кровли на тонких колонках (кивории), мраморные колонны с капителями, арки и прямые перекрытия — повторяют греческую и римскую архитектуру. Нередко именно в сцене Благовещения изображались капители колонн с львиными мордами или человеческими ликами, имитирующими реальный архитектурный декор. Высказывалось предположение, что эта деталь отсылает к украшениям Иерусалимского храма Соломона. Здания подчеркнуто объемны, изображены под углом к зрителю, но их пространственное положение не подчиняется прямой перспективе, а составные части не стыкуются друг с другом. Такое свободное обращение с формой встречается в русской иконописи XVI века. Наклон правой палаты вторит движению фигуры Богоматери, усиливая динамику композиции.
Произведение отличается звучным, но гармоничным колоритом, в котором ведущую роль играет светлый голубой фон. Хотя земли, из которых происходит икона, исконно входили в Тверское княжество, в живописи памятника прослеживается влияние Ростова с его вниманием к деликатным цветовым отношениям.
читать дальшескрыть
Благовещение
Размер
47,5x40,4 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться