Картина «Дорога в Маунт Вернон» позволяет подвести итог значению заграничной поездки 1935 года в творческом развитии Дейнеки, продемонстрировав, какие новые художественные принципы и впечатления он привнес в свое искусство после знакомства с Америкой и Европой.
Одним из пунктов американского маршрута Дейнеки в 1935 году стал Маунт Вернон (Mount Vernon) — бывшее имение Джорджа Вашингтона, расположенное в живописных окрестностях Вирджинии. Дорога, ведущая туда, оставила в памяти художника особый след: плавные изгибы шоссе, растворяющиеся в пейзаже, протяжённые линии, уходящие за горизонт.
Эти впечатления от американского пространства, его открытости и ритма движения, воплотились в пейзаже «Дорога в Маунт Вернон» — произведении, где минималистская форма становится средством выражения идеи пути, бесконечного в своём стремлении вперёд.
Дейнека демонстрирует здесь редкую для советского искусства 1930-х годов свободу художественного мышления. Он не загружает пространство деталями, сознательно отказывается от привычных для него динамичных фигур. Вместо этого перед нами разреженный, почти безлюдный ландшафт, лишенный привычных ориентиров.
Машины, чьи чёрные силуэты на светлом фоне напоминают геометрические объекты на полотнах супрематистов, почти растворяются в пространстве, но именно они создают внутреннюю динамику и напряжение композиции. Белая линия разметки — четкая, контрастная — делит пространство, становясь осью композиции. Колорит предельно сдержан: мягкие серо-бежевые тона, размытые контуры деревьев, приглушенный свет. Воздух прозрачен, словно наполнен утренней прохладой.
Дорога в Маунт Вернон тянется за пределы видимого, теряясь в зыбкой дымке горизонта, где пространство перестаёт быть просто пейзажем и превращается в идею движения. Дейнека фиксирует не только линию уходящего пути, но и само ощущение бесконечности — дороги, которая продолжается вне холста, в воображении зрителя, в ритме времени, в стремлении к тому, что скрыто за границей видимого.
Интерес к динамике действия, четкой организации пространства и выразительности силуэта проявляется уже в ранних работах Дейнеки. В произведениях, созданных во время заграничной поездки 1935 года, эти приемы приобретают большую пространственную глубину, сложные световые решения и разнообразие ракурсов.