Александр Васильевич Куприн (1880—1960) — один из известнейших российских художников ХХ века, русский сезаннист, один из создателей и корифеев общества «Бубновый валет», мастер натюрморта и пейзажа. Его живопись отличалась мощью цветового строя и пластической напряженностью.
«Ленинский натюрморт», принадлежащий кисти Куприна, экспонировался на выставке, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Это произведение по-своему уникально. В период с 1923 по 1929 год натюрморты в творчестве живописца встречаются крайне редко и это, как правило, изображения цветочных букетов. Тем интереснее данная работа, поскольку она являет пример синтеза социального заказа и свободной по форме живописи.
В картине парадоксальным образом сочетаются предметная реалистичность и символическая архитектоника раннего кубизма. Четко выявлены конструкции предметов, объемы организованы простейшими плоскостями, выявляя только самое характерное, самое существенное. Для натюрмортов Куприна характерна многопредметность — но изображенные предметы не «расползаются», а составляют четкую композицию. В «Ленинском натюрморте» центрирующим объемом и цветовым пятном становится бюст вождя пролетариата. Книги, брошюры, газеты группируются в некий треугольник, осью которого является силуэт Ленина. Две золотые окружности позумента на знамени также способствуют концентрации внимания. Красное знамя здесь не только символ государственности или пролитой крови рабочих и крестьян: открытый красный цвет придает композиции напряженность, экспрессивность.
Куприн был одним из первых художников, который ввел в панно, оформляющее послереволюционный город, изображение советского герба (впоследствии этот мотив будет широко использован в различных видах советской монументальной пропаганды). Элементы новой красоты — коммунистические газеты, брошюрка с изображением пятиконечной звезды и надписью «СССР», серп и молот (правда, разделенные), красный стяг, образ лидера первого в мире пролетарского государства — делают «Ленинский натюрморт» парадным, агитационным произведением.
В картине парадоксальным образом сочетаются предметная реалистичность и символическая архитектоника раннего кубизма. Четко выявлены конструкции предметов, объемы организованы простейшими плоскостями, выявляя только самое характерное, самое существенное. Для натюрмортов Куприна характерна многопредметность — но изображенные предметы не «расползаются», а составляют четкую композицию. В «Ленинском натюрморте» центрирующим объемом и цветовым пятном становится бюст вождя пролетариата. Книги, брошюры, газеты группируются в некий треугольник, осью которого является силуэт Ленина. Две золотые окружности позумента на знамени также способствуют концентрации внимания. Красное знамя здесь не только символ государственности или пролитой крови рабочих и крестьян: открытый красный цвет придает композиции напряженность, экспрессивность.
Куприн был одним из первых художников, который ввел в панно, оформляющее послереволюционный город, изображение советского герба (впоследствии этот мотив будет широко использован в различных видах советской монументальной пропаганды). Элементы новой красоты — коммунистические газеты, брошюрка с изображением пятиконечной звезды и надписью «СССР», серп и молот (правда, разделенные), красный стяг, образ лидера первого в мире пролетарского государства — делают «Ленинский натюрморт» парадным, агитационным произведением.