Парохет
Бердичев (?). 1906 г.
Бархат, золотная нить, канитель, тесьма, бумага; шитье
Парохет — завеса, закрывающая снаружи дверцы синагогального кивота, в котором хранятся свитки Торы; такой кивот — арон а‑кодеш (ивр.: священный кивот), находится у восточной стены в молельном зале синагоги.
В Торе словом парохет назван полог, деливший помещение Скинии на две неравные части: удаленная от входа меньшая часть, скрытая за ним, называлась Святая святых: там находился Ковчег Завета (Шмот ивр.: Имена; в христианском каноне — Исход 35.12). Завеса между Святилищем и Святая Святых в Храме Соломона также названа парохетом (Диврей а-Йамим II / 2-я Паралипоменон 3.14). Ламбрекен, являющийся частью парохета, называется капорет (ивр.: крышка) и тем самым соотносится с золотой крышкой Ковчега Завета, названной так в библейском тексте.
На ламбрекене вышит стих: «И сделай крышку из чистого золота» (Шмот 25.17), а также птицы, изображающие херувимов — крылатых существ, выкованных вместе с крышкой Ковчега.
Завеса украшена многоярусной композицией, символически изображающей Храм. Сверху корона и приподнятый занавес — это кетер Тора (ивр.: корона Торы) и библейский парохет. Ниже корона поменьше и кисти рук в благословляющем жесте — кетер коаним (ивр.: корона священства) и эмблема коэнов. Еще ниже — геральдические фигурки львов и оберегаемые ими Скрижали Завета. Они изображены «процветшими» в соответствии с традиционным осмыслением Торы как Древа жизни.
В проеме портала, помещенного под Скрижалями, вышито: сверху — «В год [5]666» (1906 г.), ниже — «И повесил парохет, закрывающий вход в Святая святых, скрыв Ковчег свидетельства» (Шмот 40.21), еще ниже — «Связывание Ицхака», как названа кульминация библейского рассказа о жертвоприношении праотца Авраама в раввинистической литературе. Внизу слева вышиты жертвенник и гора Мория, Справа — фигурка барана, запутавшегося рогами в ветвях деревца, это тот самый баран, который был принесен в жертву Богу вместо Ицхака (Исаака).
Во второй день праздника Рош а-Шана (Новолетие) во время синагогального богослужения читают отрывок из Книги Берешит, где рассказано о жертвоприношении Авраама, кульминацией которого было связывание Ицхака на жертвеннике. Вероятно, данный парохет был изготовлен к празднику Рош а-Шана.
Бердичев (?). 1906 г.
Бархат, золотная нить, канитель, тесьма, бумага; шитье
Парохет — завеса, закрывающая снаружи дверцы синагогального кивота, в котором хранятся свитки Торы; такой кивот — арон а‑кодеш (ивр.: священный кивот), находится у восточной стены в молельном зале синагоги.
В Торе словом парохет назван полог, деливший помещение Скинии на две неравные части: удаленная от входа меньшая часть, скрытая за ним, называлась Святая святых: там находился Ковчег Завета (Шмот ивр.: Имена; в христианском каноне — Исход 35.12). Завеса между Святилищем и Святая Святых в Храме Соломона также названа парохетом (Диврей а-Йамим II / 2-я Паралипоменон 3.14). Ламбрекен, являющийся частью парохета, называется капорет (ивр.: крышка) и тем самым соотносится с золотой крышкой Ковчега Завета, названной так в библейском тексте.
На ламбрекене вышит стих: «И сделай крышку из чистого золота» (Шмот 25.17), а также птицы, изображающие херувимов — крылатых существ, выкованных вместе с крышкой Ковчега.
Завеса украшена многоярусной композицией, символически изображающей Храм. Сверху корона и приподнятый занавес — это кетер Тора (ивр.: корона Торы) и библейский парохет. Ниже корона поменьше и кисти рук в благословляющем жесте — кетер коаним (ивр.: корона священства) и эмблема коэнов. Еще ниже — геральдические фигурки львов и оберегаемые ими Скрижали Завета. Они изображены «процветшими» в соответствии с традиционным осмыслением Торы как Древа жизни.
В проеме портала, помещенного под Скрижалями, вышито: сверху — «В год [5]666» (1906 г.), ниже — «И повесил парохет, закрывающий вход в Святая святых, скрыв Ковчег свидетельства» (Шмот 40.21), еще ниже — «Связывание Ицхака», как названа кульминация библейского рассказа о жертвоприношении праотца Авраама в раввинистической литературе. Внизу слева вышиты жертвенник и гора Мория, Справа — фигурка барана, запутавшегося рогами в ветвях деревца, это тот самый баран, который был принесен в жертву Богу вместо Ицхака (Исаака).
Во второй день праздника Рош а-Шана (Новолетие) во время синагогального богослужения читают отрывок из Книги Берешит, где рассказано о жертвоприношении Авраама, кульминацией которого было связывание Ицхака на жертвеннике. Вероятно, данный парохет был изготовлен к празднику Рош а-Шана.