Браное ткачество, характерное для многих народов, бытовало и у коми. Коми-мастерицы рубежа XIX–XX веков из Удоры, сел и деревень Нижней Вычегды, Сысолы и других мест проживания превращали всю необходимую поверхность узорчатого полотенца в его равномерное заполнение геометрическим орнаментом. Это достигалось за счет гармонично уравновешенной цветовой нагрузки, при которой объем элементов красного узора равен (или условно равен) объёму образуемых отрезков основы ткани. Через ее белые нити ткачихой пропускался цветной уток, чередующийся с белым фоновым утком. Создающие узор цветные нити ложились слоем то с лицевой, то с изнаночной стороны полотна, поэтому с изнаночной стороны получался равноценный рисунок с той лишь разницей, что вид изнанки считался «негативным отражением» украшения лицевой стороны.
В бранном ткачестве используются диагонально-геометрические мотивы, характерные и для других видов народного искусства: косой крест, ромб, простой, многослойный, с пересеченными и придавленными сторонами, крючкообразные узоры, зубцы и т. д. Изредка встречаются стилизованные человеческие фигурки, напоминающие птиц и коней.
Красные узорные полосы украшали полотенца, которые помимо практических выполняли ритуальные культовые функции. Тканное полотно, из которого изготовляли полотенце символически связывалось с образом упорядоченного и правильно организованного мира, а также с образом дороги между верхним, средним и нижним мирами.
В целом, полотенце играло особую роль в переходных обрядах: не только во время свадьбы, когда молодые совершают переход из мира прежнего в мир новый, но при рождении, которое расценивается как перемещение из мира предков в мир людей, а также на похоронах при уходе из мира живых в мир мертвых.
В бранном ткачестве используются диагонально-геометрические мотивы, характерные и для других видов народного искусства: косой крест, ромб, простой, многослойный, с пересеченными и придавленными сторонами, крючкообразные узоры, зубцы и т. д. Изредка встречаются стилизованные человеческие фигурки, напоминающие птиц и коней.
Красные узорные полосы украшали полотенца, которые помимо практических выполняли ритуальные культовые функции. Тканное полотно, из которого изготовляли полотенце символически связывалось с образом упорядоченного и правильно организованного мира, а также с образом дороги между верхним, средним и нижним мирами.
В целом, полотенце играло особую роль в переходных обрядах: не только во время свадьбы, когда молодые совершают переход из мира прежнего в мир новый, но при рождении, которое расценивается как перемещение из мира предков в мир людей, а также на похоронах при уходе из мира живых в мир мертвых.
По мнению ученых наиболее вероятной основой орнаментальных мотивов коми, украшавшие одежду, пояса, полотенца послужили тамги — пасы — знаки родовой, семейной принадлежности и собственности. В витрине представлены красивые полотенца с орнаментом. В этом зале показано много поясов с орнаментальными мотивами.