Тора-шилд
Бреслау (Вроцлав). 1761–1776 гг.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение
Тора-шилд (идиш: щит Торы) — щиток, надеваемый на свиток Торы поверх облачения.
В иконографической программе декора данного щитка отражена традиция изображения Иерусалимского Храма через его атрибуты: в центре — Скрижали Завета; по обе стороны от них — колонны Яхин и Боаз, которые, согласно Книге Млахим I (ивр.: Цари I; в христианском каноне — Третья книга Царств), были изготовлены по поручению царя Шломо (Соломона) Хирамом, мастером-медником из города Тира, и поставлены по обе стороны от входа в Храм: «…одну колонну он поставил справа и назвал ее Яхин, другую колонну поставил слева и назвал ее Боаз» (7.21).
В XVI в. в декоре титульных страниц еврейских книг, а затем и предметов ритуальной утвари получило широкое распространение изображение колонн, стволы которых закручены в спираль, а нередко еще и увиты виноградной лозой. С тех пор этот орнаментальный мотив играет важную роль в композициях, символически изображающих Храм Шломо, а также Храм, который, согласно библейским пророчествам, будет восстановлен с приходом Мессии.
В центре верхнего яруса изображений находится менора, семиствольный светильник; слева от нее — жертвенник всесожжения и киор (ивр.: умывальный чан) — сосуд для ритуального омовения рук и ног коэнами; справа — стол с хлебами предложения и чаша с бикурим (ивр.: первинки) — первыми плодами урожая, приносимыми в Храм согласно заповеди, данной в Книге Шмот (ивр.: Имена; в христианском каноне — Исход 23.19).
Нижний ярус изображений, украшающих щиток, можно рассматривать как композицию на тему скитаний евреев в пустыне после исхода из Египта: фонтан под плодовым деревом — родник, иссеченный из скалы пророком Моше (Моисеем); финиковая пальма, у подножия которой изображен Ковчег Завета, — символическое изображение строительства Скинии, которым руководил сын первосвященника Аарона по имени Итамар (ивр.: финиковая пальма).
Бреслау (Вроцлав). 1761–1776 гг.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение
Тора-шилд (идиш: щит Торы) — щиток, надеваемый на свиток Торы поверх облачения.
В иконографической программе декора данного щитка отражена традиция изображения Иерусалимского Храма через его атрибуты: в центре — Скрижали Завета; по обе стороны от них — колонны Яхин и Боаз, которые, согласно Книге Млахим I (ивр.: Цари I; в христианском каноне — Третья книга Царств), были изготовлены по поручению царя Шломо (Соломона) Хирамом, мастером-медником из города Тира, и поставлены по обе стороны от входа в Храм: «…одну колонну он поставил справа и назвал ее Яхин, другую колонну поставил слева и назвал ее Боаз» (7.21).
В XVI в. в декоре титульных страниц еврейских книг, а затем и предметов ритуальной утвари получило широкое распространение изображение колонн, стволы которых закручены в спираль, а нередко еще и увиты виноградной лозой. С тех пор этот орнаментальный мотив играет важную роль в композициях, символически изображающих Храм Шломо, а также Храм, который, согласно библейским пророчествам, будет восстановлен с приходом Мессии.
В центре верхнего яруса изображений находится менора, семиствольный светильник; слева от нее — жертвенник всесожжения и киор (ивр.: умывальный чан) — сосуд для ритуального омовения рук и ног коэнами; справа — стол с хлебами предложения и чаша с бикурим (ивр.: первинки) — первыми плодами урожая, приносимыми в Храм согласно заповеди, данной в Книге Шмот (ивр.: Имена; в христианском каноне — Исход 23.19).
Нижний ярус изображений, украшающих щиток, можно рассматривать как композицию на тему скитаний евреев в пустыне после исхода из Египта: фонтан под плодовым деревом — родник, иссеченный из скалы пророком Моше (Моисеем); финиковая пальма, у подножия которой изображен Ковчег Завета, — символическое изображение строительства Скинии, которым руководил сын первосвященника Аарона по имени Итамар (ивр.: финиковая пальма).