#1
#2
В 1971 году экспедиция музея осмотрела заброшенную к тому времени скромную деревянную церковь в Сельце-Карельском Удомельского района. В церкви и у жителей села были найдены интересные иконы, в том числе несколько шедевров XVI века. Неожиданным и значимым открытием стал образ римского поэта Вергилия, названного в надписи в диалектной форме — Вердяуш.
Уже в середине XVI века образы «эллинских мудрецов» появились в убранстве московских кремлевских соборов. Их создатели были убеждены, что античные авторы так же предчувствовали пришествие Христа и предсказывали наступление его царства, как и библейские пророки.
Иногда образы античных мудрецов носили фантастический характер, но могли опираться и на их действительные сочинения, как это было в случае с Вергилием. Христианские авторы обращали внимание на содержание его четвертой «Эклоги», в которой усматривали пророчество о рождении Христа.
До 1971 года единственное древнерусское изображение Вергилия было известно в росписи галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Второе было найдено в Сельце-Карельском. Оно было включено в так называемый «подместный» ряд иконостаса, расположенный под иконами на уровне ног.
Во второй половине XVII века изображения «эллинских мудрецов» получили новое распространение в связи с переводом в 1673 году латинского сочинения «О иудейских мудрецах, еллинских философах и о сивиллах». С конца столетия их стали помещать в нижней части иконостасов. Такие образы не считались иконами святых — философы на них представлены без нимбов.
В храме Сельца-Карельского на тябле (балке) иконостаса сотрудникам музея удалось прочесть вкладную надпись. По упомянутым в ней членам царской семьи и епископам удалось установить, что надпись сделана в 1719–1720 годах. Следовательно, к этому времени можно отнести перестройку храма и украшение его новыми иконами. Стиль живописи «Вергилия» соответствует этому времени. В нем сочетаются традиционные иконописные приемы и черты живописи петровской эпохи. Образ заключен в орнаментальный картуш на западноевропейский манер. При этом одежды Вергилия и свиток с надписью выполнены старыми иконописными приемами. Выразительный лик исполнен в духе распространившегося в конце XVII века живоподобия. Иконописец наделил Вергилия привычной для православной культуры бородой, которую не носил римский поэт.
читать дальшескрыть
Вергилий
Размер
75x75 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться