В XVIII веке в богатых домах чернильницы и письменные приборы широко применяли не только по прямому назначению, но и для украшения интерьеров гостиных, кабинетов, библиотек и даже будуаров, где дамы высшего круга охотно принимали гостей. Для этого заказывались специальные сервизы, нередко из золота, под названием «Туалет», состоявшие из зеркала, ящиков для драгоценностей и помад, подсвечников, флаконов, колокольчиков, чернильниц. Тогда же получили распространение небольшие ящички для писем с отделениями в выдвижной части для перьев, бумаги, конвертов и, как правило, двух чернильниц или чернильницы и песочницы — сосуда с мелким кварцевым песком, которым посыпали написанный чернилами текст для скорейшего их высыхания. Верхнюю крышку ящичка декорировали сюжетными скульптурными композициями или фигурными цветочными завершениями из золота, серебра, слоновой кости, стекла, эмали, драгоценных камней.
Популярность чернильниц оказалась настолько широкой, что на протяжении всего XIX века их как предметы декоративно-прикладного искусства часто представляли на различных выставках и они даже получали награды.
В последней четверти XIX века массовым изготовлением чернильниц занимались многие мастерские серебряных изделий и крупные ювелирные фирмы, не стали исключением и фирмы, имевшие звание Поставщиков Высочайшего Двора, — Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Фаберже. Исключительное мастерство изготовителей часто превращало вполне утилитарные предметы в настоящие произведения искусства. Письменные приборы, как правило, были комбинированными: в одном изделии одновременно могли использовать серебро, хрусталь, мрамор, оникс, перламутр. Украшения выполняли гравировкой, чеканкой, золочением, алмазной гранью, различными видами эмалей. Тогда же появились многочисленные чернильницы в имитационной технике, когда из серебра и других металлов воспроизводилась фактура таких материалов, как дерево, лыко, береста. Процветало и камнерезное искусство: чернильницы вырезали из единого куска какого-нибудь поделочного камня.
Сегодня чернильницы и другие письменные приборы можно чаще встретить в музеях или в частных коллекциях.
Популярность чернильниц оказалась настолько широкой, что на протяжении всего XIX века их как предметы декоративно-прикладного искусства часто представляли на различных выставках и они даже получали награды.
В последней четверти XIX века массовым изготовлением чернильниц занимались многие мастерские серебряных изделий и крупные ювелирные фирмы, не стали исключением и фирмы, имевшие звание Поставщиков Высочайшего Двора, — Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Фаберже. Исключительное мастерство изготовителей часто превращало вполне утилитарные предметы в настоящие произведения искусства. Письменные приборы, как правило, были комбинированными: в одном изделии одновременно могли использовать серебро, хрусталь, мрамор, оникс, перламутр. Украшения выполняли гравировкой, чеканкой, золочением, алмазной гранью, различными видами эмалей. Тогда же появились многочисленные чернильницы в имитационной технике, когда из серебра и других металлов воспроизводилась фактура таких материалов, как дерево, лыко, береста. Процветало и камнерезное искусство: чернильницы вырезали из единого куска какого-нибудь поделочного камня.
Сегодня чернильницы и другие письменные приборы можно чаще встретить в музеях или в частных коллекциях.