Марийцы — один из древнейших этносов на территории Поволжья, сохранивший свою традиционную культуру, включая религиозные представления. В период с XIX по начало XX века в стране происходило переселение марийцев в ходе массового движения российского крестьянства на восток. Многие из них осели в Сибири и в Северном Казахстане.
Традиционный марийский костюм — как мужской, так и женский — состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с онучами — портянками. Женский костюм дополнялся украшениями.
Одежда и обувь марийцев шилась из холста, причем чаще из конопляного, реже из льняного, а также из домашнего сукна, выделанных шкур животных и шерсти. Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Основными мотивами в орнаменте были изображения геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур.
Особенности головного убора народа указывали на разные смыслы: возраст, общественное положение носительницы. Женские и девичьи головные уборы отличались. Замужние женщины носили шымакш. Его полагалось надевать восточным и луговым марийкам, которые проживали в Красноуфимске, Бийске, Елабуге и на прилегающих территориях.
Шымакш из коллекции музея изготовили вручную в 1940-х годах в Кировской области. Его сшили из полосы домотканого хлопчатобумажного полотна в форме трапеции. Верхняя, более узкая часть ткани была сложена треугольником, образуя заостренный конус. Предмет расшили нитями темно-коричневого, розового, зеленого цветов, выполнили геометрический орнамент.
На верхней передней части мастер нашил пуговицы, пайетки, бисер и десятикопеечные монеты Российской империи и РСФСР. На обороте по нижнему краю он декорировал шымакш бахромой из прозрачного бисера и аппликацией из тесьмы.
Шымакш носили по-разному. Луговые марийки,
например, сдвигали его на теменную область, покрывая косынкой или платком.
Чтобы плотно закрепить головной убор, женщины собирали волосы. Прическа должна
была быть крепкой, чтобы в ней удержался крепеж в виде палочки. Волосы на
темени заплетали в маленькие косички, закручивали их, из остальных прядей плели
общую косу, расположенную под затылком. Далее косу поднимали к твердой части
остова, закрепляя колпачок палочкой, и заворачивали вокруг него. Восточные
марийки натягивали шымакш на лоб. Их прическа была иной: вверху затылка
туго скручивали волосы, закрепляя их тесьмой. Такой пучок фиксировал колпак в
нужном положении.