В коллекции Музейного центра «Гамаюн» представлено несколько деревянных фигурок, которые в разное время создал уральский скульптор-самоучка Николай Зыков. Среди них есть необычное существо — Крокодил, или Чудо-Юдо.
Скульптура имеет максимально обобщенную форму, упрощенный контур и яркую раскраску. Вымышленное существо сочетает в себе как архетипическую, так и фольклорную традицию. Оно напоминает о Празвере, чей образ происходит из духовных стихов XVII–XIX веков — народных песен на христианские сюжеты.
В этих своеобразных религиозных лубках были запечатлены народные представления о «Всем зверям мати» — самом сильном существе среди зверей, рыб, птиц. Празверь был похож на героя мифов, обладал магической силой и даже выполнял обережную функцию.
Многие художники-примитивисты обращались к образу Празверя. Например, Анри Руссо изображал его в виде тигра или льва, Нико Пиросмани — как черного оленя.
Скульптор Николай Зыков стал известен благодаря счастливому случаю. В 1983 году в московском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева он познакомился с француженкой Лизетт Бюше и подарил ей на память фигурку. Позже Зыков стал отправлять знакомой во Францию свои скульптуры, вырезанные из дерева. А через три года в одном из писем от Бюше узнал, что шесть его произведений принял в дар Музей человека в Париже.
В это же время Музей самодеятельного творчества народов России приобрел у Николая Федоровича пять скульптур малых форм. В 1989 году мастер принял участие в выставке, организованной Советским фондом культуры.
Признание на Урале пришло к Николаю Федоровичу в 1990 году. Позже Зыков писал: «Екатеринбург повернулся ко мне лицом. Произошло это, в первую очередь, благодаря Нине Арсеньевне Хадери, которая первая из искусствоведов Екатеринбурга обратила на меня серьезное внимание. С ее легкой руки я с этого времени стал постоянно выставляться в городе».
С тех пор деревянные и керамические чуды-юды и лешие стали основной темой в творчестве мастера.
Скульптура имеет максимально обобщенную форму, упрощенный контур и яркую раскраску. Вымышленное существо сочетает в себе как архетипическую, так и фольклорную традицию. Оно напоминает о Празвере, чей образ происходит из духовных стихов XVII–XIX веков — народных песен на христианские сюжеты.
В этих своеобразных религиозных лубках были запечатлены народные представления о «Всем зверям мати» — самом сильном существе среди зверей, рыб, птиц. Празверь был похож на героя мифов, обладал магической силой и даже выполнял обережную функцию.
Многие художники-примитивисты обращались к образу Празверя. Например, Анри Руссо изображал его в виде тигра или льва, Нико Пиросмани — как черного оленя.
Скульптор Николай Зыков стал известен благодаря счастливому случаю. В 1983 году в московском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева он познакомился с француженкой Лизетт Бюше и подарил ей на память фигурку. Позже Зыков стал отправлять знакомой во Францию свои скульптуры, вырезанные из дерева. А через три года в одном из писем от Бюше узнал, что шесть его произведений принял в дар Музей человека в Париже.
В это же время Музей самодеятельного творчества народов России приобрел у Николая Федоровича пять скульптур малых форм. В 1989 году мастер принял участие в выставке, организованной Советским фондом культуры.
Признание на Урале пришло к Николаю Федоровичу в 1990 году. Позже Зыков писал: «Екатеринбург повернулся ко мне лицом. Произошло это, в первую очередь, благодаря Нине Арсеньевне Хадери, которая первая из искусствоведов Екатеринбурга обратила на меня серьезное внимание. С ее легкой руки я с этого времени стал постоянно выставляться в городе».
С тех пор деревянные и керамические чуды-юды и лешие стали основной темой в творчестве мастера.