Одной из особенностей наивного и самодеятельного искусства стало мифотворчество. Мастера-самоучки, стремясь донести свое восприятие реальности, часто создают собственный миф — повествование, которое определяет место конкретного человека в мире и рассказывает о нем.
Мифотворчество касается образов семьи и дома, истории предков и их верований, изображения праздников и бытовых сценок. Отчасти мифы в наивном искусстве вызваны коллективным бессознательным и его архетипами — врожденными идеями и воспоминаниями, которые побуждают людей переживать определенные события одинаковым образом.
Занимаясь творчеством, наивный художник обращается к собственной мифологии и родовой памяти, отражает в произведениях свои отношения с окружающим миром.
Такую мифологию создал и уральский скульптор-самоучка Николай Зыков, выпускник исторического факультета Уральского государственного университета. Он воплотил многие архетипические образы в деревянной и керамической скульптуре.
Деревянную фигуру «Полкан» мастер создал в 1998 году. Она отсылает к русскому фольклору и лубочному искусству XVI — начала XX веков. Лубком называли вид графики с подписями, насыщенной простыми и доступными массовому зрителю образами.
Герой Полкан-богатырь появился в «Повести о Бове Королевиче» XVI века. Это был получеловек-полупес, обладающий сверхъестественными силой и скоростью. Он, например, мог орудовать в бою целым дубом и преодолевать «семь верст за один скок».
Некоторые исследователи относят Полкана к псоглавцам, или кинокефалам, — существам с телом человека и головой собаки. Постепенно образ Полкана менялся, и на лубках его стали чаще изображать как кентавра — существа с торсом человека на теле лошади. Так массовое искусство переосмыслило древний мифический образ.
Зыков также изобразил богатыря Полкана в виде кентавра. В его образе сочетаются зооморфные признаки: копыта, хвост, лошадиные ноги — и антропоморфные черты: человеческое лицо, руки. Расписанная красками фигура отсылает к традиционной каргопольской глиняной игрушке «Полкан». Мастера покрывали такие изделия геометрическим узором, который символизировал силу этого героя.
Мифотворчество касается образов семьи и дома, истории предков и их верований, изображения праздников и бытовых сценок. Отчасти мифы в наивном искусстве вызваны коллективным бессознательным и его архетипами — врожденными идеями и воспоминаниями, которые побуждают людей переживать определенные события одинаковым образом.
Занимаясь творчеством, наивный художник обращается к собственной мифологии и родовой памяти, отражает в произведениях свои отношения с окружающим миром.
Такую мифологию создал и уральский скульптор-самоучка Николай Зыков, выпускник исторического факультета Уральского государственного университета. Он воплотил многие архетипические образы в деревянной и керамической скульптуре.
Деревянную фигуру «Полкан» мастер создал в 1998 году. Она отсылает к русскому фольклору и лубочному искусству XVI — начала XX веков. Лубком называли вид графики с подписями, насыщенной простыми и доступными массовому зрителю образами.
Герой Полкан-богатырь появился в «Повести о Бове Королевиче» XVI века. Это был получеловек-полупес, обладающий сверхъестественными силой и скоростью. Он, например, мог орудовать в бою целым дубом и преодолевать «семь верст за один скок».
Некоторые исследователи относят Полкана к псоглавцам, или кинокефалам, — существам с телом человека и головой собаки. Постепенно образ Полкана менялся, и на лубках его стали чаще изображать как кентавра — существа с торсом человека на теле лошади. Так массовое искусство переосмыслило древний мифический образ.
Зыков также изобразил богатыря Полкана в виде кентавра. В его образе сочетаются зооморфные признаки: копыта, хвост, лошадиные ноги — и антропоморфные черты: человеческое лицо, руки. Расписанная красками фигура отсылает к традиционной каргопольской глиняной игрушке «Полкан». Мастера покрывали такие изделия геометрическим узором, который символизировал силу этого героя.