В фондах Музейного центра «Гамаюн» хранится одна из крупнейших в России коллекций игрушек скульптора Николая Зыкова. Его работы представлены во многих музеях Екатеринбурга, их можно найти в Сергиевом Посаде, Суздале и Москве, а также в антропологическом Музее человека в Париже.
В основе творчества Николая Зыкова лежали славянская мифология и традиции русской народной игрушки. Мастер не копировал работы других художников, а перерабатывал архетипические образы. Чтобы сохранить их узнаваемость, он использовал традиционные мотивы, линии и детали декора, свойственные каргопольской и романовской народной игрушке.
Композиция «Водяной на рыбе» выполнена из дерева и представляет собой двухфигурную свистульку. Такие музыкальные игрушки мастера народного художественного промысла создавали еще в старину: чаще их лепили из глины, раскрашивали разноцветной глазурью и обжигали в печи.
Обычно свистульки делали с внутренней полостью и двумя-четырьмя отверстиями для пальцев. Но бывали и фигурки с прикрепленным свистком, например филимоновские игрушки.
Взаимное расположение фигурок водяного и рыбы также отсылает к мотивам народных игрушек. Их часто создавали в виде всадников мастера каргопольской, филимоновской, дымковской, абашевской школ.
В восточнославянской мифологии водяного представляли как старика. Он мог быть либо маленького, либо неестественно высокого роста, с очень длинными ногами или рыбьим хвостом, с седой или зеленой бородой, доходящей до колен. Иногда у него были густые зеленые усы и красная рубаха на плечах.
На дне рек и озер водяные пасли стада сомов, карпов, лещей, налимов и других рыб — и могли ездить на них. Чаще всего водяному удавалось оседлать сома. В народе эту хищную рыбу прозвали чертовым конем.
Жители одного мира — водяной и чудо-рыба — в игрушке Николая Зыкова имеют схожий окрас. Туловище рыбы покрыто голубой краской в мелкую белую точку и благодаря этому кажется легким. Белые точки на голубом фоне напоминают о чешуйках или пузырьках воздуха в воде, которые движутся вокруг стремительно плывущей рыбы.
Предельно обобщенный объем, отсутствие дополнительных элементов и избыточность декора придают «Водяному на рыбе» Николая Зыкова архаичный характер.
В основе творчества Николая Зыкова лежали славянская мифология и традиции русской народной игрушки. Мастер не копировал работы других художников, а перерабатывал архетипические образы. Чтобы сохранить их узнаваемость, он использовал традиционные мотивы, линии и детали декора, свойственные каргопольской и романовской народной игрушке.
Композиция «Водяной на рыбе» выполнена из дерева и представляет собой двухфигурную свистульку. Такие музыкальные игрушки мастера народного художественного промысла создавали еще в старину: чаще их лепили из глины, раскрашивали разноцветной глазурью и обжигали в печи.
Обычно свистульки делали с внутренней полостью и двумя-четырьмя отверстиями для пальцев. Но бывали и фигурки с прикрепленным свистком, например филимоновские игрушки.
Взаимное расположение фигурок водяного и рыбы также отсылает к мотивам народных игрушек. Их часто создавали в виде всадников мастера каргопольской, филимоновской, дымковской, абашевской школ.
В восточнославянской мифологии водяного представляли как старика. Он мог быть либо маленького, либо неестественно высокого роста, с очень длинными ногами или рыбьим хвостом, с седой или зеленой бородой, доходящей до колен. Иногда у него были густые зеленые усы и красная рубаха на плечах.
На дне рек и озер водяные пасли стада сомов, карпов, лещей, налимов и других рыб — и могли ездить на них. Чаще всего водяному удавалось оседлать сома. В народе эту хищную рыбу прозвали чертовым конем.
Жители одного мира — водяной и чудо-рыба — в игрушке Николая Зыкова имеют схожий окрас. Туловище рыбы покрыто голубой краской в мелкую белую точку и благодаря этому кажется легким. Белые точки на голубом фоне напоминают о чешуйках или пузырьках воздуха в воде, которые движутся вокруг стремительно плывущей рыбы.
Предельно обобщенный объем, отсутствие дополнительных элементов и избыточность декора придают «Водяному на рыбе» Николая Зыкова архаичный характер.