Героями творчества Николая Зыкова, скульптора-самоучки из поселка Белоярский Свердловской области, часто становились простые лешие, домовые, банники и прочая нечистая сила. В его произведениях они жили своей жизнью: создавали семьи и заводили детей, охраняли лес или берегли дома. Но скульптор обращался и к персонажам славянской высшей мифологии.
Деревянную скульптуру «Велес», посвященную богу — покровителю животных, Зыков создал в 1994 году. Второго по значимости после Перуна бога славянского языческого пантеона мастер представил в образе голубоглазого мужчины с темной длинной бородой и распущенными волосами. В левой руке Велес держит кнут, который напоминает о том, что он покровительствует домашнему скоту.
Следуя лапидарному стилю в скульптуре — предельно сжатому, краткому и ясному, — Зыков оставил скульптуру обобщенной и похожей на языческого идола. Мастер не вырезал выступающие детали костюма, специально не разделил объем тела на разные части — голову, туловище, конечности.
Высокую подставку для Велеса Зыков сделал из необработанного куска дерева. Стоя на ней, божество возвышается над миром. Мастер скомбинировал грубый деревянный спил и тщательно зашкуренную и тонированную поверхность фигурки. Это напоминает о том, что почитаемый людьми могущественный бог всегда оставался частью живой природы.
Николай Зыков окончил исторический факультет Уральского государственного университета, со школьных лет занимался прикладным искусством — резьбой по дереву и лепкой из глины.
Деревянную скульптуру «Велес», посвященную богу — покровителю животных, Зыков создал в 1994 году. Второго по значимости после Перуна бога славянского языческого пантеона мастер представил в образе голубоглазого мужчины с темной длинной бородой и распущенными волосами. В левой руке Велес держит кнут, который напоминает о том, что он покровительствует домашнему скоту.
Следуя лапидарному стилю в скульптуре — предельно сжатому, краткому и ясному, — Зыков оставил скульптуру обобщенной и похожей на языческого идола. Мастер не вырезал выступающие детали костюма, специально не разделил объем тела на разные части — голову, туловище, конечности.
Высокую подставку для Велеса Зыков сделал из необработанного куска дерева. Стоя на ней, божество возвышается над миром. Мастер скомбинировал грубый деревянный спил и тщательно зашкуренную и тонированную поверхность фигурки. Это напоминает о том, что почитаемый людьми могущественный бог всегда оставался частью живой природы.
Николай Зыков окончил исторический факультет Уральского государственного университета, со школьных лет занимался прикладным искусством — резьбой по дереву и лепкой из глины.